Массаж лица для детей

Массаж лица для детей

Логопедический массаж лица ребенка предназначен для активизации работы лицевых нервов, улучшения кровообращения в тканях, стимулирует снятие напряжения лицевой мускулатуры. Это полезный, а в некоторых случаях необходимый метод, который положительно влияет на растущий организм. Воздействуя на мышечную и нервную системы, он создает предпосылки для развития речи малышей, корректирует звукопроизношение. Методика особенно важна для ребенка, столкнувшегося с речевыми проблемами.

Активизация речи массажем

Речь – один из важнейших показателей формирования физиологического здоровья человека. При отставании развития речи массаж лица становится необходимым средством, которое влияет на выравнивание тонуса лицевых мышц.

Логопедический массаж лица ребенка, по сути, состоит в воздействии на лицевую мускулатуру, активизируя работу кровеносных сосудов и лицевых нервов.

Массаж призван выполнять следующие функции:

  • ускорять кровообращение и, как следствие, улучшать питание кожи, повышать обменные процессы;
  • улучшать работоспособность мышц лица;
  • развивать координацию движений органов артикуляции за счет нормализации мышечного тонуса;
  • корректировать произношение звуков;
  • уменьшать гиперсаливацию (повышенное выделение слюнных желез);
  • оказывать профилактическое действие и устранять речевые нарушения (заикание, нарушения голоса, тонуса мышц).

Психологическим результатом метода выступает снятие эмоционального напряжения у детей с дефектами речи. Из перечисленных функций следует, что метод способствует поддержанию развития, устранению проблем речи и благоприятно воздействует на общую физиологию крохи.

Когда назначается

Процедуру назначают в соответствии с предписанием врача после тщательного обследования, устанавливающего наличие неврологической симптоматики в лицевой мускулатуре, при проявлении неврологических патологий:

  • нарушение тонуса артикуляционных мышц;
  • заикание, дефекты звукоизвлечения;
  • голосовые дефекты;
  • нарушение слюноотделения;
  • постановка одного из диагнозов – дислалия, дизартрия, задержка речевого или психического развития.

Массаж лица при правильном назначении и проведении дает положительные результаты лечения, если стандартные педагогические приемы не помогают.

Ограничения и недопустимость применения:

При необходимости назначения процедуры следует учитывать факторы, противопоказанные для применения:

  • инфекционные, соматические заболевания, воспалительные процессы;
  • кожные заболевания у ребенка или логопеда;
  • вирусные заболевания слизистых полости рта;
  • инфекционные раны;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • онкозаболевания;
  • конъюнктивит;
  • фурункулез;
  • эписиндром;
  • повышенная чувствительность.

Перед назначением сеанса необходимо наличие заключения педиатра и невролога об отсутствии противопоказаний.

Правила выполнения

Применение терапии должно отвечать следующим условиям для недопущения отрицательного влияния на организм малыша:

  • наличие чистого, теплого, проветренного помещения, отсутствие резких запахов, отвлекающих звуков, слишком яркого освещения;
  • проведение процедуры по прошествии не менее двух часов после еды (ротовая полость должна быть очищена);
  • отсутствие боли во время сеанса (неприятные ощущения возникают часто, для их устранения ребенка предварительно морально подготавливают, в ходе проведения отвлекают, например, стихами, показывают упражнения на другом пациенте);
  • постепенное увеличение продолжительности процедуры (от 5 минут вначале до 25 минут);
  • дифференциация длительности сеанса по возрастному признаку (у грудничков максимально 10-12 минут, у детей дошкольного возраста – 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут);
  • цикличность, регулярность процедур (как правило, цикл составляет 10-20 процедур, с частотой около трех раз в неделю, с паузой между циклами до двух месяцев);
  • легкость, аккуратность выполнения (мышцы лица крохи недостаточно крепки, поэтому сила надавливания должна быть невысокой).

Перед проведением расслабляющего сеанса существенное значение имеет достижение расслабленного состояния мышц верхнего плечевого пояса и шеи. Такие упражнения включают движения головы ребенка по часовой и против часовой стрелки, размеренные повороты головы вперед, в стороны, поглаживания. Упражнения отличаются легкостью, не растягивают кожу.

В последующий комплекс упражнений входит поглаживающее воздействие на лицевую мускулатуру ребенка, после чего проводится массаж губ, включающий элементы поглаживания, постукивания, вращательные движения.

Стимулирующий массаж отличается большим надавливание, быстротой движений, однако не должен быть болезненным. В комплекс упражнений входят поглаживания, пощипывания, надавливания, постукивания, перетирания, сжимания, разминания мускулатуры лица и губ. Особенным стимулирующим приемом выступает вибрация: ручная или с помощью соответствующего прибора, — вызывающая сильные сократительные действия мышц, повышая их упругость.

Разновидности массажа

Методика традиционной и обязательной не является, однако эффективность ее использования в целях развития речи уже доказана. Терапия может входить в комплексную программу реабилитации, так же как и выполняться самостоятельно.

Логопедический массаж дифференцируется на следующие виды:

  • традиционный, включающий комплекс стандартных приемов (поглаживающих, растирающих, разминающих, вибрационных), применяющихся для расслабления (путем легких поглаживаний) или укрепления (за счет интенсивных движений) мышечного тонуса;
  • точечный, стимулирующий биологически активные зоны (или точки) артикуляционного аппарата, связанные с речевыми центрами в головном мозге;
  • зондовый, разработанный по методике Новиковой Е.В., предусматривающий сеанс с использованием специальных инструментов (зондов).

Логопедический массаж может выполняться малышом самостоятельно, например, путем поглаживания лица руками, растирания языка зубами и т.д.

В зависимости от цели методика подразделяется на расслабляющую и стимулирующую. Первая применяется при повышенном тонусе мышц, последняя – при пониженном; цель расслабляющей – снятие гипертонуса мышц, их успокоение, стимулирующей – укрепление речевой мускулатуры.

Результативность

Результаты применения методики могут порадовать родителей, процедура позволяет устранить отклонения в произношении звуков, положительно воздействует на нервную, мышечную мускулатуру, улучшается функция кровеносных сосудов лица малыша. Методика доступна желающим, и, что важно, не использует лекарственные средства.

При этом следует учитывать индивидуальные особенности, не все дефекты речи в полной мере устраняются данным методом, массаж не исключает проведение других коррекционных мероприятий. Только совместная работа логопеда и родителей при условии регулярности занятий может принести ожидаемые плоды.

Логопедический массаж: виды, техника, достоинства и недостатки

Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.

  • Виды логопедического массажа
  • Техника выполнения логопедического массажа языка
  • Техника выполнения логопедического массажа лица
  • Достоинства и недостатки
  • Полезные рекомендации по выполнению
  • При каких показаниях ребенку нужен логомассаж
  • Противопоказания к проведению массажа
  • Видео-инструкция

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

  • традиционный;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • зондовый массаж;
  • массаж Дьяковой;
  • самомассаж.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж. Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

Техника выполнения логопедического массажа языка

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

  1. Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
  2. Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
  3. Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
  4. По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
  5. Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
  7. Уздечку языка массажируют по вертикали.
  8. Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж рта

Далее массажист приступает к массажу рта, поглаживая и растягивая кожу от середины верхней губы, постепенно продвигаясь к углам рта. Нижнюю губу массажируют таким же образом.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.
Читать еще:  Детский планшет игровой

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Полезные рекомендации по выполнению

Во-первых, в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых, массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих, массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых, ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

  1. Медицинские перчатки (стерильные).
  2. Защитная маска.
  3. Специальное массажное масло.
  4. Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

  • нечеткое произношение звуков речи;
  • заикание, имеющее невротическую природу появления;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
  • дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
  • алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
  • нарушение голоса;
  • ускорение результативности занятий с логопедом;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • напряжение при произношении звуков;
  • ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
  • дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

  1. Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
  2. Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
  3. Снижается проявление отклонений в мышцах.
  4. Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
  5. Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • ОРЗ;
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.

Массаж для развития речи

Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
Читать еще:  Как выбрать скейтборд для детей

Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)

  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород!

  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж лица для развития речи

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.

Массаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.

Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Массаж лица ребенку при различных поталогиях

Массаж лица ребенку проводится с целью приведения мышечного состояние этой части тела малыша в норму. Делается он при необходимости снять напряжение в определенных участках, тонизировать другие. Узнать какие мышцы требуют воздействия поможет врач.

Процедура очень важна для развития малышей. Она стимулирует более раннее возникновение речевых навыков, способствует лучшему функционированию определенных участков мозга, активизирует работу кровеносных сосудов и лицевых нервов.

Особенности массажа лица ребенку

Процедура выполняется обеими руками. Манипуляции можно делать несколькими способами:

  • При помощи четырех пальцев, кроме большого.
  • Средним и безымянным.
  • Подушечкой среднего или большого.

Во время массажа рекомендуется отвлекать ребенка, чтобы процедура ему не наскучила и он не начал нервничать: рассказывать сказки, стишки, петь песенки.

Нельзя проводить манипуляции сразу после еды. Необходимо подождать пока пройдет около часа.

Детский массаж лица необходимо выполнять крайне аккуратно:

  • Нельзя надавливать на лицевые кости.
  • Интенсивность прикосновений должна быть минимальной, так как мышцы лица у ребенка не являются достаточно окрепшими. Они находятся в стадии развития.
  • Не следует массировать кожу слишком близко возле глаз, рта. Такие прикосновения могут вызвать рефлекторные реакции у малыша (моргание и сосание), отвлечь его от процедуры, привести в состояние дискомфорта.
  • Во время сеанса следует исключить резкие звуки, запахи, яркий свет.
  • Прежде чем приступать к манипуляциям следует уложить малыша на спину, под шею подложить валик, позволяющий откинуть голову назад.

Техника выполнения расслабляющего массажа лица детям

Процедура включает в себя следующие элементы:

  1. Поглаживания подушечками больших пальцев по лбу. Их выполняют сначала сверху вниз, а потом в обратном направлении.
  2. Касания делаются от середины лба к вискам. Большие пальцы рук встречаются над переносицей. Синхронно направляются в стороны. Необходимо стараться охватывать всю площадь лба ребенка.
  3. Прикоснуться к вискам, в течение нескольких секунд выполнить мягкое надавливание. Сделать круговые движения по 15 раз в одну и другую стороны.
  4. Коснуться середины лба малыша, области над переносицей. Сделать вращения на одном месте по часовой стрелке и против.
  5. Указательными пальцами обеих рук одновременно промассировать зоны лица над бровями. Необходимо погладить 15 раз кожу по направлению от переносицы к вискам.
  6. Помассировать крылья носа. Начать движения необходимо от уголков глаз, а закончить возле губ. Затем повторить все в обратном направлении. Сделать 10 раз.
  7. Средним и указательным пальцами выполнить движения вокруг глаз. Начинаются они от переносицы, идут к вискам по верхнему веку, под глазами возвращаются к носику.
  8. Деткам постарше рекомендуется выполнять массаж верхних век. Его удобно делать подушечками мизинцев. При этом необходимо избегать даже минимального давления на глазное яблоко. Касания выполняются легко, аккуратно по направлению от носа к вискам.
  9. Подушечками указательных пальцев сделать массаж круговой мышцы рта. Выполняются круговые вращения. Можно касаться кожи одним пальцем и делать круги или использовать обе руки, тогда движения будут в форме дуг. Сначала радиус касаний будет больше, постепенно его сужают, заканчивают массажем губ.
  10. Ладошкой или четырьмя пальцами делаются круговые движения в разные стороны на скулах.
  11. Выполняются легкие пощипывания щечек с помощью большого и указательного пальца обеих рук.
  12. Выполняется массаж челюсти. Движения начинаются в центре подбородка, руки продвигаются к краям лица в разные стороны. Пальцы в это время должны двигаться вверх-вниз, успевая отработать всю челюстную площадь. Манипуляции повторяются несколько раз.
  13. Коснуться зоны под нижней губой. Сделать круговые прикосновения по несколько повторений в обе стороны.

Следует помнить, что количество повторений, используемых при массаже лица ребенка, является достаточно условным. Главным ориентиром служит восприятие процедуры непоседой. Если малышу не нравятся какие-либо прикосновения их можно сократить. Общая длительность процедуры должна составлять в среднем 3—5 минут.

Техника массажа лица для развития мимики ребенка

Практически все навыки, которые малыш получает в раннем возрасте, происходят в результате его подражания взрослым. Перенимание жестов и мимики не является исключением. Их воспроизведение — одна из важнейших фаз развития малыша не только физического, но и психического.

Стимулированию мимики прекрасно способствует специальный массаж лица. Делая его, следует изображать определенные эмоции, чтобы малыш копировал их, и одновременно проводить соответствующие манипуляции:

  1. Улыбка. Помассировать щечки, скулы ребенка от уголков рта к уху круговыми движениями.
  2. Грусть (опущенные уголки губ). Сделать массаж от краев рта ребенка вниз к челюсти.
  3. Недовольство (оттопырить нижнюю губу). Выполнить несколько круговых касаний от нижней губы к подбородку.
  4. Сонное выражение (закрыть глаза). Сделать расслабляющие движения по кругу в области над бровями и веками.
  5. Удивление (округлить глаза, открыть рот, приподнять брови). Помассировать лоб ребенка. Касания должны быть направлены от бровей вверх. Потом выполнить круговые движения по всей лобной зоне.
  6. Ярость (расширенные ноздри). Указательными пальцами обеих рук погладить носовые пазухи малыша.
  7. Гнев (изобразить злое выражение лица). Прикоснуться к бровям по направлению вниз. Потом перейти к носу. Помассировать круговую мышцу рта, слегка растянуть губы в стороны.
  8. Злость (показать зубы, как животное). Помассировать область над верхней губой ребенка. В процессе касаний необходимо приподнимать кожу немножко вверх.
  9. Зевание (сымитировать зевок). Помассировать область подбородка. Необходимо добиться расслабления этой части лица. Движения должны быть направлены вниз. Прекрасно если действия вызовут непроизвольное позевывание.
Читать еще:  Рапсовое масло детям

Следует помнить, что все манипуляции выполняются постепенно, легко и мягко. Нельзя делать какие-то рывки. Необходимо следить, чтобы малыш не уставал во время занятия.

Лицевой массаж для детей должен быть приятной процедурой, ни в коем случае не ассоциируемой с лечением или принуждением. Только в этом случае можно добиться положительного восприятия манипуляций ребенком, что является залогом эффективного воздействия всего комплекса.

Массаж для развития речи — логопедические воздействия

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить психоэмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только логопед.

Виды логопедического массажа

Логопедический массаж бывает нескольких видов.

  1. Классический. Основные движения — поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Чтобы укрепить мышцы специалист может перейти к энергичным действиям.
  2. Точечный. Техника предполагает воздействие на зоны, в которых собраны нервные окончания и сосуды.
  3. Аппаратный. Проводится вакуумными и вибрационными устройствами.
  4. Зондовый массаж — авторская разработка. Он нормализует артикуляционную моторику и улучшенает тонус мышц, которые принимают участие в воспроизведении звуков.
  5. Самомассаж включает в себя комплекс упражнений, массаж лица руками, языка зубами и т. д.

Определить, какую технику воздействия использовать, может специалист. Логопед проводит обследование, диагностирует речевое нарушение и определяет необходимость логомассажа для устранения дефекта речи.

Достоинства и недостатки

Логопедичесий массаж обладает преимуществами. Он безопасен и не представляет опасности. Регулярное проведение логомассажа позволяет значительно снизить количество медикаментов, ускорить процесс коррекции нарушений звукопроизношения и быстро справиться с вялостью мышц или ,наоборот, с чрезмерным напряжением таковых.

Он положительно влияет на функции сосудов. Доступность методики — преимущество упражнений.

Минусы тоже есть. Некоторые действия могут доставить ребенку дискомфорт и даже боль. Все упражнения воздействуют на мышечный аппарат. Это тоже относится к недостаткам.

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Эффективность воздействия доказана многими специалистами.

Комплекс упражнений помогает справиться со многими речевыми нарушениями — дислалия, алалия, афазия, заикание. Необходим логопедический массаж при дизартрии и дефектах голоса, обусловленных недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Показания для логомассажа:

  • дисграфия;
  • повышенное слюноотделение;
  • ДЦП;
  • невнятное произношение звуков.

Логопедический массаж полезен в том случае, если причина речевого недоразвития не ясна.

При заикании проводить логопедический массаж нужно с осторожностью. При данном нарушении доверить проведение специального комплекса упражнений нужно специалисту. Заниматься самолечением не стоит.

Техники логомассажа

Существует несколько техник. Они различаются способом и силой воздействия.

Логопедический массаж лица для детей делается отдельно для каждой области.

Проводить сеанс нужно последовательно. Все движения должны выполняться строго сверху вниз. Лишнее усилие может доставить дискомфорт во время занятий. Поэтому не нужно сильно надавливать на лицо и прилагать большие усилия. Руки должны быть расслаблены, а движения плавными.

Начинать нужно с области лба, от его середины к вискам, затем от бровей к волосам. Затем нужно приступить к разминанию лба легкими движениями.

Следующей областью, на которую нужно воздействовать, являются щеки. Необходимо разминать их поверхность, растягивать от уголков рта к вискам, от скул к нижней челюсти.

Затем нужно перейти к области носа. Начинать занятие нужно с легких поглаживаний крыльев органа дыхания. Затем их нужно растянуть. Завершается массаж носа поглаживаниями от носа к уголкам рта.

Следующей областью воздействия является подбородок. Все действия на указанной области выполняются от середина рта к его уголкам.

Завершающим этапом является воздействия на область шеи. На данном этапе выполняются поглаживающие, разминающие движения.

Проводить занятие можно в домашних условиях. Важно соблюдать нормы гигиены. Это позволит снизить риск проникновения инфекций.

Логопедический массаж ложками

Метод представляет разновидность логопедического массажа лица.

Проведение манипуляции с помощью ложек увлекает детей. Что является неоспоримым преимуществом данной техники.

Важно проводить занятие чистыми ложками. Их поверхность должна быть ровной, без изъянов и трещин. В противном случае можно травмировать кожу лица и занести инфекцию.

Движения должны быть мягкими. Воздействовать на каждую область нужно 6-8 раз. Логопедический массаж ложками нужно проводить поэтапно:

  • область висков нужно поглаживать ложками;
  • затем нужно перейти к воздействию на область глазных впадин;
  • поглаживание щек;
  • растирание висков тыльной стороной ложки;
  • воздействие на участок между бровями путем его растирания;
  • помассировать носогубный участок зауженным концом ложки;
  • поглаживание губ.

Завершается сеанс разминающими движениями подбородка и скул.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Данный вид манипуляций не имеет противопоказаний. Пальчиковый логопедический массаж можно делать детям до года. Суть метода заключается в воздействии на нервные окончания путем массирования фаланг пальцев. В результате несложных манипуляций происходит воздействие на речевые зоны коры головного мозга.

Начинать воздействие нужно с мизинца, от ногтя до основания. Нужно проработать каждый сустав. Упражнение нужно повторить на обеих руках.

Затем нужно слегка нажать на подушечки пальцев. Начинать манипуляцию необходимо с легким нажатий и постепенно увеличивать их силу.

После этого нужно приступить к воздействию на поверхность ладони, совершая круговые движения указательным пальцем. Чтобы ребенку было интересно, можно разнообразить упражнение потешками или считалками (например, «Сорока-белобока»). Затем нужно совершать круговые движения от края к центру ладони.

Для пальчикового массажа можно использовать мячик с шипами или специальный тренажер из дерева.

Самомассаж

Самомассаж человек проводит самостоятельно. Чтобы разнообразить занятия, можно сопровождать упражнения потешками, считалками, стихотворениями. Это позволит привлечь внимание ребенка и сделает процесс коррекции речи интересным и занимательным.

Кроме того, упражнениям можно давать необычные названия, которые бы отражали сущность проводимых манипуляций. Можно предложить ребенку самостоятельно придумать названия для упражнений.

Зондовый логопедический массаж

Массаж зондами требует наличия профессиональных навыков.

Длительность курса массажа составляет 15-20 дней. Техника проведения зависит от вида зонда.

В настоящее время существует несколько видов инструментов:

  • вилочковый;
  • зонд-восьмерка;
  • зонд-саночки;
  • зонд-топорик;
  • зонд-крестовина;
  • зонд-толкачик.

Вилочковый необходим для обкалывания языка, которое необходимо для ритмичного сокращения мышц органов артикуляции.

Зонд-восьмерка предназначен для осуществления нажатий на язык.

Зонд-саночки подходит для надавливаний на орган речи.

Крестовина обеспечивает сокращение мышц языка за счет нажатий и отталкивания назад.

Воздействие зондом-толкачиком позволяет расслабить мышцы органа артикуляции.

Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить эмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только квалифицированный логопед.

Противопоказания к проведению массажа

Логопедический массаж имеет противопоказания. Категорически запрещается проводить манипуляции при инфекционных заболеваниях, болезнях кожи, слизистой оболочки рта и глаз, при увеличении лимфатических узлов. Если у ребенка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, от сеанса логомассажа лучше отказаться.

Не рекомендуется проводить манипуляции даже при небольшом повышении температуры тела. Запрещаются сеансы при герпесе, наличии судорог, синяков. При онкологических заболеваниях важность проведения массажа должен оценить врач.

Полезные рекомендации по выполнению

Проводить логопедический массаж должен специалист. Наличие навыков у педагога может подтвердить сертификат.

К быстрому эффекту приведет проведение занятий в домашних условиях при следующих условиях:

  • упражнения нужно проводить в проветренном помещении;
  • обязательно использование защитных средств, одноразовых перчаток и масок;
  • инструменты должны быть обработаны кипятком или специальными дезинфицирующими средствами;
  • руки должны быть обработаны спиртосодержащим раствором, это позволит защитить слизистую оболочку от воздействия болезнетворных бактерий и микроорганизмов;
  • не нужно проводить упражнения сразу после еды;
  • воздержаться от логомассажа нужно и в случае плохого самочувствия или настроения;
  • продолжительность первых сеансов не должна превышать нескольких минут, постепенно время проведения увеличивается;
  • логопедический массаж лучше всего проводить в лежачем положении или в положении полусидя;
  • под голову нужно подложить валик или любой другой предмет, который позволит расслабить мышцы, на которые будет производиться воздействие;
  • ребенка нужно приободрять и говорить ему слова похвалы и одобрения;
  • на руках педагога не должно быть колец и украшений, которые могут повредить кожу ребенка.

Длительность курсов и количество сеансов определяют врач и логопед.

При тяжелых нарушениях речи сеансы могут проводиться в течение года и более длительного времени. Один курс включает в себя двадцать сеансов. Занятия нужно проводить каждый день. Длительность одного сеанса зависит от эмоционального состояния ребенка.

Важен настрой ребенка. Он должен понимать цель занятий, осознавать важность упражнений. Ребенок должен доверять человеку, который проводит занятия. Правильный эмоциональный настрой — залог успеха и эффективности коррекции речевых нарушений.

Первые сеансы нужно проводить в положении сидя. Через 2-3 сеанса можно изменить позу и предложить ребенку провести занятие в положении лежа.

Опираясь на свои навыки и умения, специалисты применяют в практике сочетание нескольких техник логомассажа. Это позволяет ускорить процесс коррекции нарушения речи.

Ссылка на основную публикацию