Детская психосоматика почему болеют наши дети

Психосоматические причины заболеваний у детей

Для понимания сути детской психосоматики, необходимо вспомнить о том, что на энергетическом уровне родители и дети являются единым целым. Это положение не раз подтверждалось исследованиями.

Этот факт отмечает и доктор В. Синельников: если ребенок совсем маленький, он работает с родителями. Меняются родители – выздоравливает ребенок. Если ребенок взрослый, доктор работает непосредственно с ним. С выздоровлением ребенка меняются сами родители.

В. Синельников пишет, что даже если родители скрывают от ребенка свои плохие отношения, ребенок все знает, чувствует из-за энергетической связи, что в его подсознании содержится вся информация об их чувствах и мыслях. Поэтому, если у родителей проблемы – ребенок или ведет себя странно или болеет – так он реагирует, так как не может выразить словами то, что чувствует.

Он утверждает, что очень часто негативные, разрушительные программы в подсознание детей закладываются уже во время беременности через негативные мысли и чувства, плохие взаимоотношения родителей, иногда и бабушек-дедушек (так, мысли матери об аборте впоследствии могут вызвать осложнения беременности или детские недуги у новорожденного).

Психолог, известный автор книг по психосоматике Лиз Бурбо утверждает, что дети в основном страдают болезнями горла, носа, ушей, глаз и кожи. По ее мнению, любая детская болезнь говорит о том, что ребенок чувствует гнев в связи с тем, что происходит вокруг него. Но ему трудно выразить свои переживания: или потому что не знает, как это сделать, или потому, что запрещают родители («не кричи», «не плачь» и т.п.).

Луиза Хей считает, что в основе детских болезней лежат родительские принципы и поведение: вера в идеалы, социальные идеи и ложные законы, а также детское поведение у взрослых (родителей и других близких).

Согласно доктору О. Торсунову, если в семье нет атмосферы умиротворения и покоя, значит, именно в этом смысле дети будут очень больными в первое время – они лишатся покоя. Это проявляется как ощущение сильного жара в теле, чувства беспокойства. Они будут плакать, кричать, метаться (беспокойный ум и беспокойный сон). По мнению О. Торсунова, это указывает на то, что в семье никто не желает умиротворения другим, что семья агрессивна внутри, что агрессия вырабатывается по отношению к окружающим.

Рассмотрим возможные причины некоторых психосоматических заболеваний детей

Аденоиды

Основная причина — страхи родителей (особенно у мамы по поводу и без (скорее без повода: мелкие, но преувеличенные, на пустом месте: это — про слишком беспокойных мам). Другой причиной выделяют подсознательное чувство ребенка, что он – нежеланный.

Ангина

Лууле Виилма пишет, что появление ангины у девочек до 1 года имеет в своей основе проблемы взаимоотношений между родителями. Ссоры между родителями, которые сопровождаются криками.

Еще одна причина психосоматической ангины – это психологически неверное отношение взрослых, точнее, родителей к детям (часто затыкают рот ребенку, запрещая высказывать свое мнение или эмоции, а также протест: «не кричи», «не шуми», «не плачь», «мал еще учить», «замолчи» и т.п.). Плач, крик, слово – это естественные для детей способы выражения своего отношения, а не просто капризы, как думают некоторые родители.

Аппендицит

Аппендицит у детей возникает по причине неумения их выйти из тупиковой ситуации.

Астма

Астма и ее психосоматика хорошо раскрывается у Луизы Хей. По ее мнению, у детей этот недуг появляется из-за боязни жизни или нежелания находиться в данном месте. Возникает вопрос: если ребенок чувствует, что его любят и в семье царят любовь и мир, разве могут появиться у него такие негативные переживания?

Некоторые психологи пишут, что среди причин детской астмы есть и подавленное чувство любви, и страх перед жизнью.

Если речь идет о бронхиальной астме, то в ее основе — отсутствие или недостаток любви и тепла мамы и, наоборот, переизбыток душащей заботы, гиперопека матери.

Атопический дерматит

Вообще, детские кожные болезни (ветрянка, корь, скарлатина, краснуха) Б. Багински и Ш. Шалила обозначают как следующий шаг в развитии ребенка. По их мнению, что-то, что для него является пока неизвестным и поэтому не может свободно, без трудностей переработаться, выступает на поверхности кожи. А после таких болезней ребенок становится взрослее, что замечается окружающими.

Атопический дерматит у детей возникает чаще. Как пишут психологи, исходя из своей практики, в основе его лежат эмоциональные причины (нехватка любви или подавленная агрессия в связи с гиперопекой родителей).

Аллергия

Лиз Бурбо указывает на следующие причины детской аллергии: аллергия как неприятие (постоянных ссор родителей) и аллергия как способ привлечь к себе внимание (из-за ощущения нехватки внимания и любви).

Синельников отмечает, что аллергическая реакция у детей – это отражение поведения родителей.

Пищевая аллергия у детей говорит о беспомощности печени, а это, как утверждает Лууле Виилма, значит, что есть нехватка энергии сердечной чакры: от крушения любви родителей сердце ребенка блокируется немой сердечной болью.

По ее мнению, аллергия в виде короста на коже говорит о заглушаемой или подавляемой жалости у матери, а также о печали. Обычная аллергия – ненависть и гнев родителей по отношению ко всему, страх «меня не любят» у ребенка. Аллергия на рыбные продукты – протест ребенка против самопожертвования родителей.

Лууле Виилма пишет, что если у ребенка аллергия на шерсть – надо приглядеться к матери, так как причина может быть в ее неуравновешенности.

У младенцев появление аллергической реакции тесно связано с душевным состоянием матери, а также такими эмоциями, как тревога и страх.

Аутизм

Исследования этого недуга выявили, что причины его следует искать в младенчестве, в жизни ребенка до возраста 8 месяцев (появляется как защитная реакция, позволяющая «закрыться» от скандалов в семье). По мнению Лиз Бурбо, такой ребенок слишком сильно связан кармически со своей мамой: возможно, что в прошлой жизни между ребенком и мамой произошло что-то очень сложное и неприятное, и теперь он мстит ей, отвергая пищу и любовь, которые она ему предлагает (вспомним характерные симптомы: молчание, болезненный уход в себя, потеря аппетита, отсутствия в его речи местоимения Я, неспособность смотреть людям прямо в глаза).

Психолог считает, что ребенок бессознательно выбирает болезнь, чтобы уйти от реальности, и отмечает, что его действия говорят о том, что он не принимает это воплощение.

Бронхит

В. Синельников утверждает, что если в семье постоянные ссоры и конфликты, то дети начинают болеть бронхолегочными заболеваниями.

Лууле Виилма считает, что бронхит у девочек указывает на проблемы общения и любовных чувств.

Близорукость

Психосоматика детской близорукости проявляется в том, что если в семье постоянные неприятности и конфликты, которые причиняют страдание душе ребенка, то его тело, чтобы ослабить душевную боль, ослабляет зрение.

Подростковый возраст приносит растущему человеку немало переживаний, связанных с собственным будущим (страшно становиться взрослым, страшно выбрать свой путь (а вдруг, ошибусь) и т.п.). Ответом тела на душевные мучения в данном случае снова станет появление близорукости.

Иногда бывают случаи, когда ребенку дома хорошо, но в большом мире (сад, школа) его подстерегают проблемы, дискомфорт в отношениях. Тогда близорукость появляется как защита от внешнего мира.

Вирусные заболевания

Вирусные заболевания у детей, согласно Лууле Виилме, — это бессловесная борьба за собственное выживание. Болезни эти связаны с их желанием уйти из дома, умереть.

Доктор считает, что осложнения вирусных заболеваний у мальчиков связаны с тем, что мать не может справиться с отцом и поэтому борется с ним мысленно и словами.

Ветряная оспа, корь, свинка

Ветряная оспа, корь, свинка, по мнению Лууле Виилмы, указывают на материнскую злобу из-за бессилия или материнскую злобу из-за отречения.

Врожденные заболевания у детей

Психолог Лиз Бурбо приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей: такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями. И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить. Поэтому в этой жизни ребенок с таким недугом хочет исцелить душевный конфликт из прошлой жизни. Для этого ему просто необходима любовь и помощь родителей, которых он выбрал.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума, который отказывается принимать).

Диарея

Психологи считают, что в основе этого недуга – бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению (страхи нереальные, связанные с персонажами), а также страхи реальные (боязнь темноты и т.п.).

Лиз Бурбо считает, что у страдающего диареей преобладает чувство отвергнутого и чувство вины. Психолог характеризует их как сверхчувствительных детей, которые при появлении страха, начинают отвергать ситуацию, связанную со страхом.

Б. Багински и Ш. Шалила также пишут, что в основе поноса лежат проблемы, связанные со страхом, когда хочется быстрее освободиться от негативных переживаний или впечатлений.

Запоры

Причины запоров у детей, по мнению А. Некрасова, лежат в отношениях родителей. Это расстройство у ребенка говорит, что в их миропонимании отсутствует динамика, что они живут старым (старыми отжившими и ненужными принципами, идеями, мыслями, эмоциями и т.п.).

По мнению других авторов, этот недуг связан с нежеланием ребенка расставаться с чем-либо, которое для него стало привычным (старый дом, старые друзья и т.п.).

Заикание

Согласно Лиз Бурбо, заикание возникает вследствие боязни выразить свои потребности и желания. Такой ребенок, считает психолог, боится тех, кто представляет для него власть (отец, мать, бабуши-дедушки) и ему страшно перед ними что-либо проявить или высказать.

Луиза Хей пишет, что психологическими причинами этого недуга являются ощущение ненадежности, отсутствие возможности самовыражения, а также когда ребенку запрещают плакать.

Насморк

Психологи считают, что насморк указывает на заниженную самооценку ребенка, на его острую нужду в понимании своей ценности в этом мире, на необходимость признания его способностей.

Лууле Виилма в основе хронического насморка видит постоянное состояние обиженности.

Отит

В. Синельников пишет, что когда в семье шум и ссоры, то ребенок часто реагирует на это воспалением уха, сигнализируя родителям о том, что ему нужны тишина, мир и спокойствие, гармония в семье.

Повышенная температура, лихорадка

Лууле Виилма выделяет следующие причины высокой температуры: напряжение в ссоре с матерью, обессиливание, сильная, ожесточенная злоба, злоба при осуждении виновного, переполнение стрессами.

Другими словами, ребенок переполнен гневом, злостью, он буквально «закипает», потому что не может или не умеет выразить свои эмоции. Даже медики напоминают, что повышение температуры у детей может происходить после истерики и сильного плача, которые и являются показателем и выражением детской злости (поэтому и нельзя запрещать им выражать таким образом – им надо освободиться от негатива).

Психосоматическая температура может быть и реакцией детского организма на стресс, связанный с изменением привычной среды (переезд, смена обстановки или режима дня, посещение детского сада и т.д.). Замечено, что как только дети возвращаются в привычную среду, этот симптом исчезает.

Пиелонефрит

Как отмечают психологи, этот недуг говорит о том, что дети вынуждены заниматься не своим делом, делом, которое им не нравится. Особенно ярко это проявляется, когда родители заставляют посещать какие-либо кружки-секции, а ребенку нравится совсем другое.

Энурез

По мнению психолога Лиз Бурбо, этот недуг говорит о том, что ребенок настолько сильно сдерживает себя днем, что ночью уже на это не способен. Он очень боится того, кто представляет для него власть – отца (или того, кто выполняет функции отца): боится не угодить, не оправдать его ожидания.

Луиза Хей также считает, что в основе энуреза у детей – страх перед родителями, обычно — отцом.

Доктор Лууле Виилма причиной недуга видит страх ребенка за отца, связанный со страхами и злостью матери, направленными на отца ребенка .

Пути исцеления психосоматических недугов у детей

Для начала вспомним, что исходя из своей практики, доктор В. Синельников делает вывод, что все болезни детей – это отражение поведения и мыслей их родителей.

Читать еще:  Заменитель беродуала для ингаляций

Согласна и с такой позицией психологов, что болезнь ребенка – это его КРИК о помощи. Ребенок нуждается в психологической помощи и эмоциональной поддержке родителей, так как ему плохо, ему больно, ему страшно из-за непонятных, но пугающих его ситуаций в жизни (холод в отношениях, шумная ссора между двумя дорогими ему людьми, неприятие его самого (крики на него «не так», «неправильно делаешь» и т.п.)).

Родители должны помнить, что ребенок отражает отца и мать (физически это так и есть: 23 пар хромосом передаются ребенку от папы, 23 – от мамы). А на энергетическом плане именно через них в нем присутствует и развивается мужское и женское начало Вселенной.

Отсюда следует, что если родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, они, именно они должны хорошо относиться друг к другу, к своему ребенку (он – это Вы), к окружающему миру.

Это все возможно, при условии, что в душе у них царят Любовь и Мир. Остается за малым: взращивать в себе эти жизненно важные чувства и состояния души.

Да, бывает и так, что часто ребенок (его душа) сам выбирает для себя непростой недуг (аутизм и т.п.) по определенным, только ему известным причинам. Поэтому родители не должны винить самих себя или кого бы то ни было: если таков выбор и решение ребенка, значит, его душе (а вместе с ней, и душам родителей, так как именно к ним пришел такой ребенок) нужно пройти через этот жизненный урок для развития каких-то качеств и способностей.

Да, даже когда вы хотите сказать, что это зачатие произошло случайно, то возникает вопрос: как два взрослых человека позволили себе быть столь безответственными (как еще можно это назвать?), чтобы впоследствии страдал маленький ангел, который есть отражение вас?

То есть, когда страдает ваш ребенок (от болезней ли, от скандалов ли и т.п.) – это страдает часть вас самих, ваша кровная часть, часть вашей души. Зная это, каждый нормальный человек сделает все, чтобы прекратить страдания и создать условия Любви и Мира в своей семье.

И не стоит отговариваться, что «нас растили так-то и сяк-то». Да, ваши родители таких «тонких» вещей не знали, любили и растили так, как могли, думая, что делают все верно.

Желаю вам счастливого родительства и дружной семьи!

Психосоматика у детей. Почему болеют наши дети?

  • 31 Августа, 2018
  • Болезни нервной системы
  • Айгуль Баширова

Воздействие психосоматики на здоровье людей изучается длительное время. Ранее было установлено, что развитие заболеваний может произойти из-за психосоматики у детей. При этом не столь важно, в каких условиях растет ребенок в неблагополучной или обычной семье. Обычно причины болезни лежат на поверхностном уровне. Но иногда причина может быть гораздо глубже. В этом случае нужно будет обратиться за помощью к специалисту.

Психосоматика

Дети болеют часто, и молодые родители волнуются за состояние своего малыша, воспринимая болезнь как испытание. Родители этих детей постоянно обращаются к специалистам, выполняют все требуемые рекомендации, следят за тем, чтобы ребенку было тепло. Также родители запрещают своим чадам посещать многолюдные места, чтобы они не заразились какой-нибудь инфекцией. Но иногда, ребенок, за которым тщательно следят, постоянно болеет: выздоравливает от одного заболевания и через пару дней лежит уже с другой болезнью. В данном случае родителям нужно знать, что, возможно, постоянное появление болезней происходит из-за психосоматики у детей. Педиатр не может найти истинную причину болезни, так как по всем анализам и осмотру у малыша нет патологии. Поэтому нужно обратиться за помощью к психологу. Возможно, состояние ребенка ухудшается не из-за физических расстройств организма, а вследствие психологического нарушения. Психологи определяют причину расстройства психики малыша и устраняют проблему. На сегодняшний день серьезной проблемой в медицине становится психосоматика заболеваний детей. Обычно психологическое расстройство наблюдается у малышей, страдающих от заболеваний желудочно-кишечного тракта, диабета, аллергии, астмы. Число заболеваний постоянно растет, хоть и медицина находится на высоком уровне, но врачи ничего не могут сделать. Для того чтобы вылечить ребенка, необходимо обратиться к психологу и устранить проблему.

Взрослые пациенты также часто сталкиваются с психосоматикой заболевания. Причем выявить причину появления заболевания сложно. Порой причины расстройства кроются в прошлом, в детстве человека. А проявления детского психологического расстройства влияют уже на взрослого сформировавшегося человека.

На сегодняшний день большинство детей страдают от нестабильного давления, проблем с желудком. Также встречаются дети с атеросклерозом. Все перечисленные заболевания ранее считались возрастными. Почему от детской психосоматики страдает множество малышей?

Причины появления психосоматических расстройств

Каждый человек, в том числе и ребенок, может испытывать отрицательные эмоции, переживать и обижаться. Ребенок не знает, что ему делать, и не понимает, что с ним происходит. В подростковом возрасте дети начинают понимать причины своего дискомфорта и пытаются разобраться с проблемами.

Малыши чувствуют внутреннее давление, но не могут объяснить ощущение, поэтому они не рассказывают об этом. Также маленький ребенок не знает, как можно снять напряжение, сковавшее весь организм. Из-за накапливания напряжения появляется психосоматика у ребенка. Психологическая подавленность начинает проецироваться на физическое состояние пациента. Таким образом, у малыша появляются хронические заболевания, которые вновь ухудшают общее состояние ребенка. Также у детей могут проявляться кратковременные болезни, о причинах которых он не знает. Часто симптомы различных болезней начинают проявляться, если ребенок начинает задумываться об этом. Например, малыш не желает идти в детский сад. Он начинает капризничать, но такие действия не помогают, и родители все равно отводят его в садик. Так как плач не помог, он начинает придумывать болезнь. Говорит родителям о том, что у него болят горло или живот. Также ребенок может симулировать заболевание. Но если после симулирования у него действительно появились симптомы болезни, то нужно задуматься о психосоматике.

Факторы

Существуют факторы, которые воздействуют на здоровье ребенка и зависят от особенностей конкретного малыша, воздействия внешних факторов и людей, а также от предрасположенности к каким-либо заболеваниям:

  • Генетика. Заболевания, которые передаются от родителей.
  • Осложнения, которые были во время беременности женщины. К осложнениям можно отнести болезни, которые перенесла будущая мама, инфекции и травмы, которым подверглась беременная женщина. Во время беременности развивается плод и происходит формирование внутренних органов у малыша. При негативном воздействии (инфекции, травмы, болезни) у будущего ребенка могут появиться проблемы со здоровьем.
  • Нарушения нервной системы.
  • Появление стафилоккока после рождения ребенка.
  • Нарушение гормонального фона малыша.
  • Отклонения в биохимических данных от нормы.

Если на малыша имеет влияние какой-то фактор из списка, то его здоровье может ухудшиться. Опасности будут подвергнуты наиболее слабые органы в организме. Если бы не психосоматика у детей, то, возможно, не было бы никаких заболеваний. Несмотря на то, что вышеперечисленные факторы имеют большое значение, но основную роль в развитии заболевания играет психика. Ребенок должен чувствовать себя хорошо дома, в детском саду, школе, в общественных местах. Человек должен ощущать себя равным другим людям. В процессе воспитания малышей важна адаптация в коллективе.

Психосоматика в самом раннем возрасте человека

Во время проведения исследований специалисты выявили, что какие-либо заболевания могут быть заложены во время беременности женщины. Это утверждение является спорным, так как плод не может испытывать различного рода переживания. Но стоит отметить, что во время беременности эмоции у женщины становятся наиболее насыщенными, также она часто испытывает раздражение. Негативные эмоции могут отрицательно повлиять на здоровье будущего ребенка. Во время исследований также осматривались дети, которые были нежеланными. Женщины считали их ошибкой и воспринимали всю беременность негативно. По их мнению, беременность была не вовремя и разрушила множество планов. Нежеланные дети уже в первые дни своего рождения страдали от множества различных болезней. В основном дети заболевали такими болезнями, как язва желудка, бронхит, ОРВИ, астма, бронхит, аллергия, болезни сердца. То есть еще не рожденный малыш чувствовал свою ненадобность и пытался самостоятельно себя уничтожить.

Для того чтобы плод развивался правильно, женщина должна желать эту беременность. Беременную женщину нужно всегда поддерживать. Весь негатив, который испытывает будущая мама, будет отрицательно сказываться на здоровье малыша.

Но даже если беременность была желанной, женщина все равно чувствует то, как к ней относятся другие люди. Если она не находит понимания и любви, то станет испытывать отрицательные эмоции. Также на психосоматику у ребенка влияют эмоции родителей в первые месяцы жизни. Малыш после рождения отделяется от матери и становится отдельной личностью. Но все же связь между ними сохраняется, и ее настроение передается малышу. Негативные эмоции передаются из-за того, что мама становится внешним миром. С помощью матери ребенок начинает впервые воспринимать окружающую его действительность. Таким образом, он смотрит на реакцию окружающих и сам начинает проявлять активность. Причем все переживания и обиды матери будут передаваться ребенку на эмоциональном уровне.

Для того чтобы избежать психосоматики у детей, необходимо создать в доме условия, которые не позволят матери переживать, ведь ребенок будет воспринимать все эмоции. Важно, чтобы и мать понимала это. Она должна настроиться на позитив во время беременности и после рождения малыша. Положительные эмоции помогут избежать психосоматических последствий, и ребенок будет расти здоровым.

Кашель

Появление кашля, а также насморка у детей может быть связанно не только с простудой. Причиной психосоматики кашля у детей может стать неблагожелательная атмосфера в доме. Если в семье появляются проблемы, ребенок хочет обратить на себя внимание. И он вспоминает те моменты, когда за ним ухаживали и дарили тепло во время простуд. Подсознание детей провоцирует появление симптомов заболевания на физическом уровне. Также кашель может появиться во время сильных нагрузок в период учебы. Организм защищает ребенка и дает ему выходной в виде болезни для передышки. Психосоматика кашля у детей проявляется при отсутствии выбора. Например, если ребенку всегда указывают на то, что он должен делать и не дают выразить собственное мнение. В дальнейшем кашель может превратиться в астму.

Аллергия как симптом психологического нарушения

Основной причиной психосоматики аллергии у детей является атмосфера в доме. В первые месяцы жизни малыш чувствует чужие эмоции, но не может рассказать о своем состоянии. Его негативные чувства будут проявляться аллергией. Уже в дошкольном позднем возрасте ребенок может привлечь внимание родителей и рассказать о том, что его тревожит. Но, как правило, родители не прислушиваются к малышу, а лишь следят за его его физическим здоровьем. При воспитании детей в тоталитарной семье им и вовсе запрещается выражать эмоции негативным образом (например, плакать). Длительное сдерживание чувств и обид может привести к различным заболеваниям, в том числе к аллергии.

Психосоматика аллергии у детей также проявляется при возникновении проблем во взаимоотношениях родителей. При частых ссорах в семье, скандалах, рукоприкладстве у ребенка появляются различные патологии. Психологическое состояние аллергиков индивидуально у каждого. Но основной причиной аллергии является непереносимость какой-либо ситуации или человека. Это может быть окружение в детском саду, обида и злость на мать или отца. Проявлением отрицательных эмоций у малыша становятся зуд, сыпь, кашель, астма, проблемы с пищеварением.

Дерматит

Состояние кожи является показателем состояния здоровья человека. Любые заболевания отражаются на состоянии кожи. Часто психосоматика дерматита у детей связана с серьезными эмоциональными потрясениями, переживаниями, злостью, обидами. Например, если дерматит появляется на коже рук или ног, то возможно, малыш не желает делать то, что его заставляют (идти гулять, посещать детский сад). Дерматит на голове, лице может быть следствием психологического давления, конфликтов в семье, неуверенности в себе. В более серьезных ситуациях дерматит может стать симптомом появления у ребенка фобии или какой-либо другой проблемы. Психосоматические заболевания у детей чаще всего проявляются, если ребенок является эмоционально неуравновешенным. То есть ему намного тяжелее пережить проблему, чем другим деткам. У малышей происходит внутренний психологический конфликт, который они не могут решить самостоятельно. В данном случае может понадобиться помощь специалиста.

В первые месяцы жизни ребенка контакт с матерью установлен. Но для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимы прикосновения. Так ребенок почувствует себя любимым и нужным. При отсутствии тактильных отношений матери и ребенка происходит дисбаланс, и начинают появляться различные заболевания. В старшем возрасте атопический дерматит проявляется из-за конфликтов в семье или проблем со сверстниками. Например, ребенку в детском саду кажется, что с ним никто не хочет играть и все над ним насмехаются и обижают. Чувствуя негативные эмоции, ребенок становится подавленным, у него пропадает желание общаться с другими детьми, а также малыш может почувствовать себя хуже других. Вследствие данных отрицательных эмоций у детей может появиться дерматит.

Читать еще:  Сколько болеют ветрянкой дети

Рвота

Психосоматика детей может привести к появлению тошноты и рвоты. Если ребенок чувствует постоянную тошноту или его рвет без видимых на то причин, то стоит задуматься о психосоматике болезни. Возможно, ребенок не может принять то или иное событие в его жизни. Также тошнота и рвота могут быть вызваны страхом. Например, ребенок боится отвечать на уроке, не хочет рассказывать стих на публику. Бывают и более серьезные проблемы в семье. Рвота может проявиться и при проблемах во взаимоотношениях родителей или при разводе. Сложно определить психосоматику детских болезней. Для того чтобы устранить симптомы и болезни, необходима помощь специалистов и родителей.

Устранение болезней

Если ребенок постоянно заболевает одной и той же болезнью, то родителям стоит задуматься о психосоматике. Возможно, болезнь – это всего лишь симптом психологического сбоя у ребенка. Почему болеют дети? Психосоматика поможет ответить на данный вопрос родителям. Для того чтобы избавиться от болезни, необходимо:

  • проконсультироваться со специалистом, психологом;
  • выявить причину болезни;
  • получить направление на определенную терапию.

Во время посещения психолога также важна откровенность родителей. Возможно, какое-либо событие в жизни семьи стало отправной точкой для болезни. Часто специалисты направляют детей на иглотерапию, климатотерапию. Также для успокоения детей выписываются различные седативные препараты. Препараты ни в коем случае нельзя давать самостоятельно. Можно покупать успокаивающие средства только по направлению врача.

Заключение

Почему болеют наши дети? Детская психосоматика может стать причиной множества недугов у детей. Родители могут думать: «Какие могут быть проблемы у ребенка?» Но проблемы у детей действительно есть. Дети сильнее воспринимают окружающую действительность, так как они намного впечатлительнее взрослых. Чтобы болезни отступили, ребенку нужно дарить счастливые моменты в жизни. Также важно давать право выбора в каких-либо вопросах для того, чтобы он почувствовал свою самостоятельность. Право выбора должно быть не во всем у маленького ребенка, так как не все решения могут быть верными с его стороны. Например, дать право выбора – это не значит разрешить ребенку идти на улицу зимой без шапки или куртки только из-за того, что он так захотел. Право выбора должно проявляться в мелочах и постепенно расширяться с возрастом малыша. Например, можно спросить у ребенка: «Какую куртку ты наденешь сегодня, красную или зеленую?» Малыш будет понимать, что он самостоятельно решает какие-то вопросы в своей жизни. Если постоянно ребенку говорить о том, что он должен делать, то впоследствии он перестанет быть самостоятельным и не сможет принимать решения, будучи взрослым. Также у ребенка дома должны быть обязанности для того, чтобы он понимал свою необходимость и значимость в жизни семьи. Хорошая атмосфера дома, внимание родителей, ощущение нужности и значимости помогут детям избавиться от множества психологических и физических заболеваний.

Почему болеют дети: детская психосоматика

В этой статье я постараюсь максимально просто проанализировать, как мы – родители, можем помочь нашим детям оставаться здоровыми.

Многие из моих знакомых родителей, имея больных детей, в свое время «голову сломали», пытаясь найти ответ на вопрос: «Как вылечить ребенка». Касается это и тех, чьи дети болеют длительно или хронически, а также тех, чей ребенок впервые заболел тяжело или совсем некстати – накануне запланированного отпуска, например.

Конечно, я говорю о тех родителях, кто воспринимает мир не плоским и черно-белым, а допускает наличие смысла в том, что происходит вокруг. Любому из нас бывает проще дать лекарство, чтобы заглушить симптом, но иногда наступает время, когда это не помогает, или даже усугубляет ситуацию.

Также популярно бывает «свалить» ответственность на врачей, жаловаться на отсутствие хороших специалистов, на плохую экологическую обстановку и пр. и т.д. Но к здоровью это не приводит.

Что ведет к здоровью?

Для начала нужно признание того простого факта, что, когда болеет ребенок, он чаще всего выражает или семейный или материнский симптом. Вот, например, в психологии есть такой термин «идентифицированный пациент». Это значит, что все знают, кто больной или из-за кого все проблемы в семье. Так бывает, когда приходят родители на консультацию, приводят ребенка и говорят: «Вот он…», «Вот у него..» и обязательно: «Сделайте с ним что-нибудь…».

То есть этот больной ребенок и есть идентифицированный пациент. И вроде как всем взрослым удобно согласиться с тем, что если бы не он. или если бы не его болезнь… то все наконец были бы счастливы. А то, что проблема в семье не может исходить от одного человека, а всегда поддерживается членами семьи на системном уровне – заметить бывает сложнее.

Что значит «выражает симптом»?

Когда я говорю о выражении симптома, я подразумеваю, что любая болезнь, состояние тела есть выражение чувств, состояния души, которое иначе быть выражено не могло. Это последствия внутренних напряжений, страхов, агрессии, вытесненных переживаний.

  • Дети примерно до пяти-семи лет часто выражают своим заболеванием состояние матери. Чем ближе они с ней связаны, чем больше времени находится мать с ребенком – тем это вернее.
  • Когда дети подрастают, их состояние чаще выражает именно семейный симптом. Проще говоря, ребенок телом выражает то, что происходит в семье, обычно это самая острая и самая скрытая проблема. Это естественно – если бы проблема была на поверхности и всем ясна и понятна, ее незачем было бы так криво выражать.
  • Чем старше и обособленнее становится ребенок, тем более он выражает самого себя, свою собственную позицию в мире. Конечно, исключения есть, и мне встречались примеры прочной симбиотической связи с матерью, когда «ребенку» было уже под пятьдесят лет… Но сейчас мы говорим скорее об общих тенденциях в детской психосоматике.

При этом не стоит забывать, что любую детскую болезнь стоит рассматривать в совокупности обстоятельств: это не просто то, что чувствует мать и не выражает, но и одновременно то, как это ощущает малыш.

Пример:

Запланирована семейная поездка: супруги и дети должны лететь вместе на прекрасный остров и провести там две недели, наслаждаясь природой и друг другом. И вдруг почти накануне поездки младший ребенок (4 года) заболевает – у него поднимается температура почти до судорог. Также в наличии красное горло и кашель, а более никаких симптомов.

Что произойдет, если начать давать лекарства?

– мощный симптом будет химически подавлен. На него организмом ребенка уже была потрачена немалая энергия, а теперь ее просто подавили извне. Наступает упадок сил, организм получает опыт воздействия извне вместо выработки и привлечения собственных ресурсов для выздоровления. Есть некоторая провокация заболеть еще или заболеть сильнее – ведь то, что хотелось выразить, осталось внутри, либо осталось непонятым, непроясненным – а, значит, непринятым, непереработанным «начисто» опытом.

Что произойдет, если осознать симптом?

– тайное (подавленное) станет явным (принятым), психическая энергия получит здоровый выход, соматические симптомы ребенка уйдут за ненадобностью.

Итак, мама (например) анализирует происходящее, если есть время – с психологом. Проявляется причина – до этой поездки мама и папа успешно прятались друг от друга за работой и детьми, не оставаясь наедине долгое время. А тут назрел давний конфликт между ними, но ничего не обговорено, все для отпуска, только бы не сорвался. А взаимных претензий предостаточно! Мама обижается, папа злится, у обоих это в горле застряло…

Так вот: горло у деточки и красное (раздраженное), температура повышенная (от злости), симптом вылез резко (ибо поездка уже «на носу») …

Что делает любящая и храбрая мама (желающая все же отдохнуть)? Мама идет говорить с папой, без детей. Она говорит как может, искренне, о себе, от первого лица, выражая чувства. Все получается, они с папой (с мужем, то есть), обнимаются, в доме мир и спокойствие, на следующее утро ребенок здоров. Поездка в данном, вольно пересказанном мною случае, состоялась.

Что делать родителям, чей ребенок заболел?

Помимо признания вероятного выражения вашим ребенком семейного или материнского симптома, нужно понять, что именно выражает ребенок и понять, как вам проявить это скрытое самостоятельно, без помощи болезни.

Как понять, о чем симптом?

Есть несколько возможных способов:

1. Посмотреть, что болит. В зависимости, какой орган именно выражает болезнь, можно узнать, о чем таком подавленном идет речь.

Например, нога. Какие основные функции у ноги? – опора и движение вперед. То есть проблема будет в области утраты опоры или запрета движения вперед (обычно к своим желаниям). Соответственно, запрещают это себе либо мать, либо вся семья. Так бывает, когда семья живет по законам «надо», не ориентируясь на «хочу».

2. Посмотреть, что болезнь мешает делать, чему препятствует (вот в примере выше она мешала семейной поездке). Соответственно, чему больше всего мешает, там сидит какой-то страх. И можно покрутить, чего именно страшно…

Например, такой болезненный ребенок, такой болезненный… В сад не отдать, на няню не оставить, из декрета не уйти… А в ходе консультации выясняется, что на работу идти страшно, да и вообще пока неохота. Ну и прекрасно, но почему же открыто не сказать – «мол, работать не хочу, хочу дома сидеть с деточкой»? – а потому, что для семьи вроде как решено, что пора бы и поработать. И муж иногда настойчиво спрашивает – когда жена выйдет на работу. И жена, вместо того, чтобы сказать, что она хочет дома посидеть, отвечает – ну вот, он же болеет все время, как его оставишь? И вроде невелика разница, но плата за смещение ответственности – здоровье ребенка.

3. Третий способ: почувствовать себя ребенком, буквально «побыть в его шкуре» – это для продвинутых пользователей. Но при развитом навыке такого чувствования дает отличные результаты.

Например, ребенка всего обсыпало, выглядит, как аллергия на коже и чешется ужасно. Если дитя не съело кило мандаринов и исключены прочие очевидные вещи, то выглядит работа по прояснению как-то так: «…если я – это дочка Сашенька, то что я чувствую, когда у меня все чешется? Я чувствую раздражение сильное… даже злость. И бессилие, беспомощность какую-то…». И далее вопрос себе, любимой – «А где же, в какой ситуации я прямо сейчас чувствую себя злой и бессильной? Ох, да я же на мужа обиделась… И молчу…» (я предупреждала, что это для продвинутых граждан). И тут, если осознавание произошло, родитель работает над собой, а ребенок выздоравливает.

Труднее справиться с хроническими симптомами. Часто в таких случаях нужна комплексная работа психолога, родителя и врачей.

Вывод

Конечно, вряд ли можно добиться того, чтобы дети вообще никогда не болели. Однако свести болезни к минимуму, сделать их легче для всей семьи, помочь детям быстрее выздоравливать – вполне реально.

Важно научиться замечать в телесных симптомах проявления души, того, чему мы сами не дали иного, здорового выхода. Тогда и болезнь станет не поводом к переживаниям за ребенка, а сигналом, подсказывающим, как можно сделать свою жизнь в семье еще более гармоничной. опубликовано econet.ru

Автор: Арина Покровская

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Детская психосоматика: почему болеют дети?

Психосоматика у детей: отвергнутая девочка

Страх или болезнь?

Симптомы и последствия

  • Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
  • Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
  • Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»

В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения.

Советы родителям: что делать, если ребенок заболевает

Советы ребенку: что делать, если ты заболел

Комментарии

1. ГОНОРЕЯ – (Луиза Хей)

Я должна (должен) быть наказана (наказан) потому что я плохая (плохой).

Возможное решение, способствующее исцелению

Читать еще:  С чем можно спутать ветрянку у детей

Я люблю свое тело. Мне нравится, что я сексуальна (сексуален). Я люблю себя.
2. ГОНОРЕЯ – (В. Жикаренцев)

Вы ищете наказания за то, что плохой (плохая)

Возможное решение, способствующее исцелению

Моя сексуальность совершенна. Я люблю и одобряю себя.
Воот, а говорят, от любви

1. БЕШЕНСТВО – (Луиза Хей)

Гнев. Уверенность, что насилие – это ответ.

Возможное решение, способствующее исцелению

Вокруг меня покой, и на душе у меня спокойно.
2. БЕШЕНСТВО – (В. Жикаренцев)

Гнев. Вера в то, что насилие – единственное решение.

Возможное решение, способствующее исцелению

Меня окружают мир и покой. Я испытываю мир и покой в душе.
3. БЕШЕНСТВО – (Лиз Бурбо)
Физическая блокировка

Бешенство – очень опасная вирусная болезнь животных. К несчастью, вирус бешенства может передаваться человеку через слюну больных животных, главным образом при укусе. Бешенство вызывает тяжелое поражение нервной системы, симптомами которого является двигательное возбуждение, раздражительность, агрессивность и паралич.
Эмоциональная блокировка

Человек, которого кусает больное животное, до этого уже некоторое время был взбешен в связи с каким-то неприятным событием. Он сдерживал в себе это бешенство до тех пор, пока оно его не парализовало – в том смысле, что он больше не может жить по-прежнему и заниматься повседневными делами.

Бешенство говорит о том, что ты немедленно должен позволить себе проявить свою ярость, выпустить ее наружу. Ты очень боишься сделать это. Скорее всего, ты хорошо умеешь сдерживать свои чувства, особенно гнев и ярость. Наверное, в детстве тебе внушили, что проявлять гнев – это плохо. Бешенство говорит о том, что ты чувствуешь сильную душевную боль и злишься на какого-то человека, который тебя раздражает и которого ты считаешь агрессивным.

Твое тело говорит тебе, что ты достиг предела своих возможностей и больше не можешь себя контролировать. Почувствуй сострадание к себе и дай себе право проявить свои эмоции. Я также настоятельно рекомендую тебе пройти все этапы истинного прощения, описанные в конце этой книги. https://tragos.ru/psychology-diseases/beshenstvo.html
Я-то думала, что бешенство- это оттого, что твою кошку покусала бешеная лиса, а кошка покусала тебя. Ан нет! И лечить на раз, походу

Мне кажется, что это знание как минимум безвредно.
1.Конечно, хорошо понимать, что острый период болезни все таки лучше лечить у доктора.
2. Если тебя не напрягает пятое по кругу обострение геморроя, ты готов смиренно сказать-да, это моя хроническая болезнь, каждый раз идти с ней к доктору или не идти, а принимать список лекарств, вылечивая симптомы, то ноу проблем, живёшь и лечишься. Лечиться и живёшь.
3. Если ты загрузишься психосоматикой и решишь-да мой же геморрой, он от вечной неувееренности в завтрашнем дне, страха за будущее и найдёшь способы с этим справиться-то ты в любом случае в плюсе, даже если о ужас. геморрой Не пройдет, то твоя жизнь станет лучше и легче. Но по моим представления проходит.

Но если вдруг все наврали, что ты теряешь. Ты же не червяков ел и не младенцев убивал, ты подумал, какие плохие эмоции вредят твоей жизни и поискал способы от них избавиться.

Так что имхо совершенно безопасно. Ну разве что кто-то решит прибегнуть к психотерапии и не получит результата, тогда это потеря денег и времени.

По ссылке Иры
Таким образом, расстройства, классифицированные в этой рубрике, могут рассматриваться как извращенные приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.

Ира, т.е. это вот прямо научно? Отитом ребенок извращенно приспосабливается к тому, что не хочет слышать, как на него орут?
Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения. (это из ссылки в первом посте)

Почему болеют дети и как им помочь (детская психосоматика)

Почему болеют дети и как им помочь (детская психосоматика)

В этой статье я постараюсь максимально просто проанализировать, как мы – родители, можем помочь нашим детям оставаться здоровыми.

  • Многие из моих знакомых родителей, имея больных детей, в свое время «голову сломали», пытаясь найти ответ на вопрос: «Как вылечить ребенка». Касается это и тех, чьи дети болеют длительно или хронически, а также тех, чей ребенок впервые заболел тяжело или совсем некстати – накануне запланированного отпуска, например.

Конечно, я говорю о тех родителях, кто воспринимает мир не плоским и черно-белым, а допускает наличие смысла в том, что происходит вокруг. Любому из нас бывает проще дать лекарство, чтобы заглушить симптом, но иногда наступает время, когда это не помогает, или даже усугубляет ситуацию.

  • Также популярно бывает «свалить» ответственность на врачей, жаловаться на отсутствие хороших специалистов, на плохую экологическую обстановку и пр. и т.д. Но к здоровью это не приводит.

Что ведет к здоровью?

Для начала нужно признание того простого факта, что, когда болеет ребенок, он чаще всего выражает или семейный или материнский симптом. Вот, например, в психологии есть такой термин «идентифицированный пациент». Это значит, что все знают, кто больной или из-за кого все проблемы в семье. Так бывает, когда приходят родители на консультацию, приводят ребенка и говорят: «Вот он…», «Вот у него..» и обязательно: «Сделайте с ним что-нибудь…».

  • То есть этот больной ребенок и есть идентифицированный пациент. И вроде как всем взрослым удобно согласиться с тем, что если бы не он. или если бы не его болезнь… то все наконец были бы счастливы. А то, что проблема в семье не может исходить от одного человека, а всегда поддерживается членами семьи на системном уровне – заметить бывает сложнее.

Что значит «выражает симптом»?

Когда я говорю о выражении симптома, я подразумеваю, что любая болезнь, состояние тела есть выражение чувств, состояния души, которое иначе быть выражено не могло. Это последствия внутренних напряжений, страхов, агрессии,вытесненных переживаний.

  • Дети примерно до пяти-семи лет часто выражают своим заболеванием состояние матери. Чем ближе они с ней связаны, чем больше времени находится мать с ребенком – тем это вернее.

Когда дети подрастают, их состояние чаще выражает именно семейный симптом. Проще говоря, ребенок телом выражает то, что происходит в семье, обычно это самая острая и самая скрытая проблема. Это естественно – если бы проблема была на поверхности и всем ясна и понятна, ее незачем было бы так криво выражать.

  • Чем старше и обособленнее становится ребенок, тем более он выражает самого себя, свою собственную позицию в мире. Конечно, исключения есть, и мне встречались примеры прочной симбиотической связи с матерью, когда «ребенку» было уже под пятьдесят лет… Но сейчас мы говорим скорее об общих тенденциях в детской психосоматике.

При этом не стоит забывать, что любую детскую болезнь стоит рассматривать в совокупности обстоятельств: это не просто то, что чувствует мать и не выражает, но и одновременно то, как это ощущает малыш.

Пример:
Запланирована семейная поездка: супруги и дети должны лететь вместе на прекрасный остров и провести там две недели, наслаждаясь природой и друг другом. И вдруг почти накануне поездки младший ребенок (4 года) заболевает – у него поднимается температура почти до судорог. Также в наличии красное горло и кашель, а более никаких симптомов.

Что произойдет, если начать давать лекарства?
– мощный симптом будет химически подавлен. На него организмом ребенка уже была потрачена немалая энергия, а теперь ее просто подавили извне. Наступает упадок сил, организм получает опыт воздействия извне вместо выработки и привлечения собственных ресурсов для выздоровления. Есть некоторая провокация заболеть еще или заболеть сильнее – ведь то, что хотелось выразить, осталось внутри, либо осталось непонятым, непроясненным – а, значит, непринятым, непереработанным «начисто» опытом.

Что произойдет, если осознать симптом?
– тайное (подавленное) станет явным (принятым), психическая энергия получит здоровый выход, соматические симптомы ребенка уйдут за ненадобностью.

Итак, мама (например) анализирует происходящее, если есть время – с психологом. Проявляется причина – до этой поездки мама и папа успешно прятались друг от друга за работой и детьми, не оставаясь наедине долгое время. А тут назрел давний конфликт между ними, но ничего не обговорено, все для отпуска, только бы не сорвался. А взаимных претензий предостаточно! Мама обижается, папа злится, у обоих это в горле застряло…

  • Так вот: горло у деточки и красное (раздраженное), температура повышенная (от злости), симптом вылез резко (ибо поездка уже «на носу»)… Что делает любящая и храбрая мама (желающая все же отдохнуть)? Мама идет говорить с папой, без детей. Она говорит как может, искренне, о себе, от первого лица, выражая чувства. Все получается, они с папой (с мужем, то есть), обнимаются, в доме мир и спокойствие, на следующее утро ребенок здоров. Поездка в данном, вольно пересказанном мною случае, состоялась.

Что делать родителям, чей ребенок заболел?

Помимо признания вероятного выражения вашим ребенком семейного или материнского симптома, нужно понять, что именно выражает ребенок и понять, как вам проявить это скрытое самостоятельно, без помощи болезни.

Как понять, о чем симптом?

Есть несколько возможных способов:

1. Посмотреть, что болит. В зависимости, какой орган именно выражает болезнь, можно узнать, о чем таком подавленном идет речь.

Например, нога. Какие основные функции у ноги? – опора и движение вперед. То есть проблема будет в области утраты опоры или запрета движения вперед (обычно к своим желаниям). Соответственно, запрещают это себе либо мать, либо вся семья. Так бывает, когда семья живет по законам «надо», не ориентируясь на «хочу».

2. Посмотреть, что болезнь мешает делать, чему препятствует (вот в примере выше она мешала семейной поездке). Соответственно, чему больше всего мешает, там сидит какой-то страх. И можно покрутить, чего именно страшно…

  • Например, такой болезненный ребенок, такой болезненный… В сад не отдать, на няню не оставить, из декрета не уйти… А в ходе консультации выясняется, что на работу идти страшно, да и вообще пока неохота. Ну и прекрасно, но почему же открыто не сказать – «мол, работать не хочу, хочу дома сидеть с деточкой»? – а потому, что для семьи вроде как решено, что пора бы и поработать. И муж иногда настойчиво спрашивает – когда жена выйдет на работу. И жена, вместо того, чтобы сказать, что она хочет дома посидеть, отвечает – ну вот, он же болеет все время, как его оставишь? И вроде невелика разница, но плата за смещение ответственности – здоровье ребенка.

3. Третий способ: почувствовать себя ребенком, буквально «побыть в его шкуре» – это для продвинутых пользователей. Но при развитом навыке такого чувствования дает отличные результаты.

  • Например, ребенка всего обсыпало, выглядит, как аллергия на коже и чешется ужасно. Если дитя не съело кило мандаринов и исключены прочие очевидные вещи, то выглядит работа по прояснению как-то так: «…если я – это дочка Сашенька, то что я чувствую, когда у меня все чешется? Я чувствую раздражение сильное… даже злость. И бессилие, беспомощность какую-то…». И далее вопрос себе, любимой – «А где же, в какой ситуации я прямо сейчас чувствую себя злой и бессильной? Ох, да я же на мужа обиделась… И молчу…» (я предупреждала, что это для продвинутых граждан). И тут, если осознавание произошло, родитель работает над собой, а ребенок выздоравливает.

Труднее справиться с хроническими симптомами. Часто в таких случаях нужна комплексная работа психолога, родителя и врачей.

Конечно, вряд ли можно добиться того, чтобы дети вообще никогда не болели. Однако свести болезни к минимуму, сделать их легче для всей семьи, помочь детям быстрее выздоравливать – вполне реально.

Важно научиться замечать в телесных симптомах проявления души, того, чему мы сами не дали иного, здорового выхода. Тогда и болезнь станет не поводом к переживаниям за ребенка, а сигналом, подсказывающим, как можно сделать свою жизнь в семье еще более гармоничной.

Арина Покровская, психолог, специалист по психосоматике, детский аналитик

Ссылка на основную публикацию