Чтобы дети не болели

Что делать, чтобы ребенок не болел.
консультация по теме

Скачать:

Вложение Размер
na_sayt.docx 214.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БОЛЕЛ

Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том, что не все в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как закаливание Методы закаливания, которые мы рекомендует использовать, довольно просты, а потому при желании могут быть включены в образ жизни любой семьи.

Что такое закаливание?

Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода.

Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные.

Неспециальные методы – создание соответствующих условий:

-достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в помещении и для сна (если ребенок возвращается с прогулки вспотевшим, значит, его одели слишком тепло);

-максимально возможное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, включающее прогулки и занятия спортом (если постоянно отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре, ребенок никогда к ним не привыкнет);

-систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в день) для создания «пульсирующего» температурного режима в ней (с наступлением морозной погоды форточки приоткрывают лишь на некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С).

Специальные методы – это группа закаливающих процедур (воздушных, водных и др.), осуществляемых с учетом всех принципов закаливания: постепенности, систематичности, последовательности, комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей ребенка.

Воздушные ванны представляют собой контакт кожи ребенка с воздухом и являются самой первой процедурой закаливания для новорожденных. Малыш принимает их во время смены пеленок и одежды, когда на короткое время (2-3 минуты) остается частично или целиком раздетым. Температура в помещении при этом должна быть 20-22°С. По мере роста ребенка время воздушной ванны постепенно увеличивается и к концу 1-го года жизни достигает 10 минут. Для детей старше 1 года температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается до 16°С. Во время воздушной ванны дети должны находиться в движении, поэтому очень удобно сочетать воздушную ванну с хождением босиком по ковру или специальной дорожке с рифленой поверхностью, начиная с 1-2 минут и прибавляя через каждые 5-7 дней еще по 1 минуте, доводя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Это не только способствует профилактике простудных заболеваний, но и тренировке мышц стопы. Дополнительно можно делать массаж ног с помощью круглой палки или мяча, катая их под стопами.

Водные процедуры являются самым популярным и действенным видом закаливания. Однако специальную методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка в зависимости от возраста и переносимости. Если Вы готовы заниматься систематическим регулированием времени процедур и температуры воды, после консультации с врачом можно начать закаливать ребенка методами обливаний, обтираний или контрастного душа. Если же нет, вносить элементы закаливания без опасения можно в обычные водные процедуры, такие как умывание лица, мытье рук и купание.

Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30-32°С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.

Общие гигиенические ванны, которые малыши принимают ежедневно, также могут стать прекрасной закаливающей процедурой, не отнимающей у родителей много времени. Для этого в конце купания ребенка в ванне с температурой воды 36-37°С необходимо облить его прохладной водичкой (температура 34-35°С) и насухо вытереть полотенцем.

Полоскание горла холодной водой тоже применяют в качестве закаливающей процедуры в любое время года. Детям 2-4 лет следует перед сном кипяченой водой комнатной температуры полоскать рот, а после 4 лет – горло. Осенью и зимой полезно вместо воды использовать специальные противовирусные средства. Например, чесночный раствор – из расчета 1 зубчик на стакан кипятка. Готовится такой раствор за 2 часа до его употребления.

Гимнастика и самомассаж

Закаливающий самомассаж активизирует защитные силы организма, благоприятно воздействует на нервную систему, поднимает настроение, а утренняя гимнастика – помогает организму скорее просыпаться.

Гимнастика в постели

1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно

2. Поочередное сгибание и разгибание ног.

Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:

1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.

2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. Смывает шампунь с головы.

6. Берет полотенце и сушит им волосы.

7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.

Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:

Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкой и дует),

Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),

Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),

И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)

Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).

Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в его ритме:

Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полет (задерживает дыхание)

Жу-жу-жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу-жу-жу (делает поворот влево)

Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через соломинку.

Все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и включения витаминов в рацион ребенка.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. Именно с этой целью в детских садах ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном учреждении.

Утром, до отправления в детский сад, лучше ребенка не кормить, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае малыш плохо завтракает в группе. Однако если Вы вынуждены приходить в детский сад очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то можно дома давать ребенку сок и/или какие-либо фрукты.

Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.

Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.

Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:

1-3 лет – 1 чайная ложка

3-6 лет – 1 десертная ложка

старше 6 лет – 1 столовая ложка

При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.

Как не заболеть. Профилактика детских болезней и оздоровление организма ребенка

Можно ли защитить ребенка от болезней?

Андрей Соколов врач-педиатр, аллерголог-иммунолог, инфекционист, гастроэнтеролог

Вырастить ребенка без болезней, наверное, невозможно, но можно сделать так, чтобы он болел как можно меньше. Для решения этой задачи есть разные пути — делать прививки, ограничивать контакты, закалять. Но от простуды прививок нет, исключить контакты сложно, в интенсивности закаливающих процедур можно ошибиться.

Оздоровительные мероприятия

Самое удобное время для оздоровительных мероприятий — лето. Используйте его максимально. Обязательно при любой возможности увозите ребенка из города.

На даче следите за тем, чтобы малыш как можно больше ходил босиком — массаж рефлексогенных зон стопы повышает иммунитет, нормализует работу внутренних органов, напрямую действует на глоточное лимфоидное кольцо — зимой ребенок будет меньше простужаться. Если есть возможность выбирать место отдыха для ребенка с хроническим заболеванием, посоветуйтесь с врачом. Кому-то лучше поехать на море, а кому-то — провести время в средней полосе. Общее правило: поездка в другую климатическую зону должна продолжаться не меньше трех недель, одна из которых уходит на акклиматизацию.

Конец лета и начало осени — время, когда организм запасается витаминами. Конечно, “накопить” на зиму водорастворимые витамины С, РР, группы В не получится, их избыток выводится почками, но возместить образовавшийся за год дефицит вполне возможно. Можно, конечно, в августе-сентябре покупать на стол ананасы и папайю, но лучше отдать предпочтение яблокам и арбузам. Даже трехлетним малышам полезно устроить несколько разгрузочных дней, например, только арбуз, огромный, сладкий — и можно не давать никакой другой еды, если ребенок сам не попросит.

Кишечник тоже нуждается в нашей заботе — салаты из сырых овощей восстановят его нормальную работу, помогут избежать запоров.

Осенью дни кажутся особенно короткими. Недостаток света у малышей может привести к развитию рахита. У старших детей резко повышается утомляемость, снижается работоспособность. Существует даже термин “осенняя депрессия”, которая развивается при укорочении светового дня. Лечится она в стационаре при помощи инсоляции, когда несколько минут в день человек облучается тысячеваттными лампами. Дома тоже неплохо заменить лампочки более яркими хотя бы в детской и ванной. Лучше, если они будут матовыми — яркий нерезкий свет поможет быстрее проснуться утром и бодрее себя чувствовать в течение дня, поднимет настроение, активизирует защитные силы организма.

Поднимаем иммунитет

В это же время уменьшается поступление с пищей витаминов — пора вводить в рацион поливитаминные препараты. Предпочтительнее использовать натуральные растительные формы, но и синтетические витамины тоже подойдут. Необходимо давать их ежедневно в течение месяца и повторять такие курсы раза в зимне-весенний сезон. Американские врачи советуют давать витамины в таблетках круглый год. В их рассуждениях много весомых аргументов.

Без изучения иммунного статуса ребенка в холодное время года можно пропить курса растительных адаптогенов: женьшеня, элеутерококка. Препараты принимаются один раз в день утром, а вечером для снятия дневного напряжения и улучшения сна нужно давать ребенку успокаивающие отвары трав: валерьянки, пустырника. Дозировку определит ваш лечащий врач. Адаптогены нормализуют биоритмы ребенка, задав им правильную волнообразную форму.

Прививка против гриппа, которая делается каждый год, защитит вас от этого заболевания. Ее лучше сделать осенью. А для детей, которые часто болеют отитами, ангинами, бронхитами, существуют препараты, сочетающие в себе свойства неспецифического иммунокорректора и вакцины, защищающей от стафилококков, стрептококков, гемофильной палочки, клебсиеллы. Подбор схемы профилактики лучше доверить врачу.

Еще один метод нормализации работы организма — ароматерапия, с помощью которой можно не только поднять иммунитет, но и улучшить настроение, гармонизировать состояние человека. Преимущество использования данного метода в детской практике в том, что он прост и приятен. Ребенок выздоравливает, вдыхая запах сосны, пихты, эвкалипта, прополиса или апельсина. Если малыш заболел, эфирные масла применяют в виде ингаляций. Главное условие успешного лечения эфирными маслами — их качество. Масло должно быть натуральным, чистым, сертифицированным, произведено хорошо зарекомендовавшими себя фирмами.

Профилактика простуд

Если ребенок в течение года часто болел, то летом его нужно обследовать — сдать анализ крови, определить иммунный статус, показать лору и стоматологу. Если удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать его, следующая зима обязательно пройдет легче.

Простуду легче предотвратить, чем лечить. Если ваш ребенок вернулся с прогулки с мокрыми ногами, сажайте его в горячую ванну, пусть как следует прогреется. Если он не любит купаться и промокли только ноги, достаточно сделать ножную ванночку на потом тщательно вытереть ноги и надеть шерстяные носки. После ванны или ножной ванночки — горячее молоко или горячий чай с вишневым вареньем (вишня уменьшает воспалительные явления в горле).

В детский сад и школу осенью, особенно до начала отопительного сезона, ребенка лучше отправлять в теплых носках, потому что, кроме вирусов, в саду и школе его неминуемо будут поджидать сквозняки, которые способствуют возникновению болезни так же, как и мокрые ноги.

Если в семье кто-то заболел, остальным надо принимать профилактические меры. Хорошо разложить в квартире мелко нарезанный или давленый чеснок на блюдечках. Можно его положить и в предварительно ошпаренный заварочный чайник и подышать через его носик.

Резать чеснок и оставлять его пахнуть около кровати на ночь желательно хотя бы один раз в неделю в течение всего учебного года — с осени до весны. Если делать это дисциплинированно, то можно если не избежать вовсе, то резко уменьшить количество простуд в течение года.

Если в жизни ребенка должен произойти “ожидаемый” стресс: смена места жительства или детского коллектива, поступление в детский сад или школу, начало учебного года, профилактическая прививка, плановая госпитализация для обследования и лечения — его организм должен быть подготовлен. За недели до события и недели после проведите лечение адаптогенами, определив курс препаратов с вашим врачом.

После перенесенного заболевания, особенно леченного с помощью антибактериальных препаратов, скорейшей реабилитации будет способствовать 10-15-дневный курс эубиотиков (бифидо- и лактобактерий).

Астения

Если осенью, с началом учебного года, ребенок стал вялым и апатичным, плохо просыпается по утрам, реже бывает веселым, то это состояние можно назвать астенией.

У астении, усталости, апатии, потери аппетита может быть масса причин, от психологических до медицинских. Из-за недостатка компенсаторных возможностей или из-за интоксикации (отравления продуктами жизнедеятельности микроорганизмов или паразитов) при глистах, лямблиях, хронических инфекциях и заболеваниях у ребенка могут возникнуть не только вышеперечисленные состояния, но и многое другое, требующее вмешательства врача. Но возможно, что причина ваших жалоб гораздо более банальна. Посещение школы, нагрузка, сокращение светового дня — все это неблагоприятно сказывается на психологических и адаптационных возможностях ребенка, его здоровье и выносливости. Поэтому отпускайте ребенка сразу после школы погулять на часок, домашние уроки старайтесь делать с 15.00 до 17.00. Раньше отправляйте ребенка спать, чтобы ночной сон был полноценным. Через неделю-две оцените изменения, если жалобы исчезли, придерживайтесь вышеизложенных правил, а если не исчезли, то обратитесь к врачу или психологу за дополнительной помощью.

Простуды у ребенка

Бывает, что ребенок очень легко простужается. Стоит только погулять с ним часок в холодную погоду, как у него на следующий день начинает першить в горле, текут сопли, появляется насморк. Как укрепить ребенку носоглотку? Для укрепления носоглотки подойдет витаминотерапия, а также ингаляции и посещение паровой бани. Эти меры поз-волят ворсинкам, выстилающим верхние дыхательные пути, легче и быстрее выводить микробы, попадающие в организм с каждым вдохом. Ингаляции с прополисом, эвкалиптом, пихтовым маслом и настойками поднимут местный иммунитет в носо- и ротоглотке, трахее, бронхах. Для профилактики достаточно какой-либо одной процедуры в день — бани или ингаляции. Но если вы сделаете несколько лишних процедур, это вашему ребенку не повредит.

Как уберечь ребенка от детсадовских простуд? Считайте, что микробы — это вампиры. А вампиры, по легенде, боятся чеснока. Дело в том, что фитонциды, которые выделяет чеснок, вызывают выработку интерферона в ротоглотке, носоглотке, а интерферон защищает клетки от вирусов — не дает им попасть внутрь клетки и размножиться. А если вирус не размножится, то болезнь не возникнет и микроб погибнет или будет удален из организма с помощью, например, чихания. Поэтому для профилактики простуды надо раза в неделю (можно чаще) в течение всего года мелко-мелко резать чеснок и ставить блюдечко с нарезанным чесноком на ночь возле кроватки ребенка.

Что делать, если ребенок часто жалуется на боли в горле, при этом миндалины увеличены? До ангин пока дело не доходит, но уроки в школе из-за болей в горле часто приходится пропускать. Чем можно помочь в этом случае? Если заболело горло, то самый простой и эффективный способ лечения — это полоскание составом “сода — соль — йод”. Обычно все эти ингредиенты смешивают в одном стакане и получают незначительный эффект. Гораздо более эффективна “последовательная” схема, согласно которой на одно полоскание надо 3 стакана. Первый стакан — это 1 чайная ложка соды на стакан очень теплой воды. Выполоскайте этот состав до дна и сразу приступайте ко второму — 1 чайная ложка соли на стакан горячей воды (не кипятка!). И закрепляющий эффект — третий стакан: капель йода на стакан воды температурой °С. Такую процедуру, не меняя последовательность операций, повторяйте раза в день. Боль в горле пройдет. Эффект достигается за счет последовательности воздействия: сода размягчает миндалины, после чего из них с помощью соли уходит лишняя вода, отек, после чего вы “прижигаете” миндалины йодом, убивая заодно и микробы. Размер миндалин уменьшается, и к ним меньше липнет всякая зараза. Для профилактики достаточно полоскать горло таким составом не чаще раза в день, но и не реже одного раза в неделю. Важно, чтобы ребенок умел хорошо полоскать горло и не глотал раствор.

После ОРЗ надо отправлять ребенка в школу или сад, но он, разумеется, может сразу подцепить новый вирус и опять заболеть. Однако ему надо в школу. Что делать? Лучше всего, конечно, подержать ребенка еще недельку дома, но если это невозможно, то, чтобы поддержать иммунитет в боевом состоянии, помочь ребенку справиться с послепростудной астенией, подавайте ему месяц витамины, утром и после школы добавляйте в чай настойку элеутерококка (по капле на год жизни, но не более 10 капель), а на ночь — настойку пустырника в той же дозировке. Длительность курса приема этих настоек — 15 дней.

Если же ребенку надо в сад, а не в школу, а ваша работа позволяет, то лучше после исчезновения симптомов простуды не сразу отдавать ребенка в сад, а провести курс реабилитации. В этот курс, кроме витаминов, адаптогенов, чеснока, ингаляций, будет входить тренировка к микробной нагрузке. Дома вирусная нагрузка минимальна. В детском саду — максимальна. Ваша задача в течение недели-двух подготовить ребенка к максимальной нагрузке. Поэтому сначала сходите с ребенком на полчаса погулять. На следующий день сходите в музей, на третий день, например, в зоопарк, в кино, где детей много и куда они принесли новые вирусы. Но в кино ребенок только в течение часа-двух будет бороться с этими вирусами. Потом идите в детский сад погулять, затем оставьте ребенка в саду до обеда и т. д.

Отправляя ребенка в школу или сад, наклейте ему на ступни снизу, между пяткой и пальцами, перцовый пластырь. Сильно он жечь не будет, но будет стимулировать рефлекторные зоны ступни, вызывать приток крови к ногам, не давая им замерзнуть. Пластырь можно клеить хоть каждый день — пусть держит организм в тонусе. На ночь можно снимать.

Если же у ребенка от ОРЗ остались сопли, то наклейте ему на ночь на переносицу тонкую полоску перцового пластыря. Такое мягкое прогревание поможет малышу быстрее избавиться от соплей.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ БОЛЕЛИ ЦЕЛЫЙ ГОД

Началась школа и первые простуды и ОРВИ. Активная социальная жизнь детей всегда сопряжена с риском подхватить какой-нибудь вирус, который выведет всю семью из рабочего состояния минимум на неделю. Мы собрали советы родителям, как помочь детям оставаться здоровыми в течение всего учебного года. Советами с нами делились знакомые педиатры, опытные бабушки и родители, у которых дети почти не болеют (да, такие бывают!).

1|| Научите детей ПРАВИЛЬНО мыть руки

Мытье рук является одним из основных способов уберечь себя от всевозможных болезней. Но мало просто ополоснуть руки водой, важно научить ребенка делать это правильно. Дети должны всегда честно мыть руки после того, как пришли с улицы в помещение, перед едой, даже если никуда не выходили из дома, каждый раз после туалета и после того, как высморкался. Качественное мытье рук всегда нужно делать в теплой воде с мылом и как минимум в течение 20-30 секунд, тщательно промывая между пальцами и немного выше запястья. Вам не нужно заводить специальное антибактериальное мыло, достаточно простого. Исследования уже давно показали, что антибактериальные продукты не более эффективны, чем обычные. Многие специалисты наоборот выражают обеспокоенность тем, что распространение антибактериального мыла в итоге может привести к появлению бактерий, устойчивых к антибиотикам.

2|| Давайте в школу свой стаканчик и свою бутылочку воды

Убедитесь в том, что в школе ребенок не будет пить воду из фонтанчиков и других водопроводных источников, а в случае, если в классе есть кулер с водой, он будет пользоваться собственным стаканчиком. Давайте с собой в школу несколько одноразовых стаканчиков в пакете, которые ребенок после использования спокойно выкинет. Одноразовые стаканчики пригодятся и на случай, если кто-то забыл свой и просит стаканчик вашего ребенка.

3|| Готовьте витаминизированные завтраки

Завтрак действительно самый важный прием пищи, особенно когда речь идет о школьниках. Для поддержания энергии в течение всего дня ребенку важно получать сбалансированный завтрак, который включает в себя белки и сложные углеводы. Яйца, крупы, овощи, фрукты – старайтесь включать их в утренний рацион. Осенью важно добавить ударную дозу витамина С, домашние лимонады из лимонов, апельсинов, облепихи, смородины, клюквы, брусники идеальны. Очень выручают и по сытости и по полезности йогуртовые смузи с фруктами. Из других важных витаминов, которые должны приниматься на регулярной основе, можно назвать витамины A, E, D, группы B.

4|| Защищайтесь!

В период эпидемий заведите за правило не выходить из дома без повязок, смазывать нос оксолиновой мазью, а после возвращения промывать нос морской водой. Пусть дети возьмут за правило не касаться своего лица на улице руками, в крайнем случае протереть глаза можно чистым платком. Во карманы всех курток положите по упаковке бумажных платков и приучите ребенка не только высмаркиваться в них, но и чихать. Если платок достать не успевает, пусть чихает в локоть, но не в ладошку!

5|| Держите наготове здоровый перекус после школы

По возвращении из школы предлагайте детям здоровый перекус между основными приемами пищи. Например, маленькие сладкие морковки, порезанные соломкой огурчики, подготовленные кусочки фруктов.

6|| Не оставляйте без внимания жалобы ребенка на самочувствие

Проще предотвратить развитие болезни, чем потом ее лечить. Если ребенок пожаловался вам с вечера на недомогание, но явных признаков болезни еще нет, лучше перестраховаться и оставить его дома на следующее утро. Нервное напряжение, школьный стресс, переутомление тоже снижает иммунитет и может спровоцировать болезнь. Пусть день-два ребенок отдохнет дома, восстановит силы и снова пойдет в школу отдохнувшим. Усильте в этот период употребление фруктов, витаминов, добавьте куриного бульончика в рацион, лишним не будет.

7|| Регулярно сдавайте анализы крови и мочи

Они помогут вам контролировать текущее состояние организма ребенка, вовремя заметить отклонения от нормы главных показателей. Сейчас есть возможности узнать о состоянии организма практически все: иммунный статус, уровень гемоглобина, разных витаминов, аминокислот и жирных кислот. Зависит только от того, какую сумму вы можете потратить на такой контроль.

8|| Организуйте детям качественный сон

Сон важен для физического и эмоционального здоровья ребенка. В комнате, в которой спит ребенок, должно быть свежо и прохладно, проветривайте ее регулярно. Регулярно стирайте подушки и одеяла, сушите матрасы. Дети от 7 до 12 лет должны получать 10-11 часов в сутки, дети от 12 до 18 лет – не менее 8-9 часов.

9|| Старайтесь больше гулять и заниматься спортом

Нахождение на свежем воздухе способствует улучшению самочувствия, оздоровлению и укреплению организма, снижает стресс, дает больше физической активности. В осенне-зимний период это особенно важно и из-за витамина D. Если достаточное пребывание на солнце объективно невозможно, то компенсируйте дефицит солнца витамином D. По возможности включите в программу внешкольного времени занятия в бассейне, в группах лечебной физкультуры, йоги и пр.

10|| Закаляйтесь, делайте дыхательные гимнастики

Ну и само собой – от простуд и переохлаждений помогает правильное закаливание организма, а также дыхательные практики, точечный массаж биологически активных точек. (От вирусных инфекций эти меры, к сожалению, неэффективны).

И еще один важный совет. Дети в семьях с благополучным климатом реже болеют, а если и болеют, то быстрее и легче выздоравливают (мы имеем в виду респираторно-вирусные инфекции и простуды). Постарайтесь, чтобы дома у ребенка не было причин нервничать, переживать, грустить, чтобы они получали много любви и внимания от взрослых. Психосоматика тоже может проявляться в виде больного горла, температуры и кашля.

5 правил, чтобы ребёнок не заболел

Растит дочку и сына, которые не болеют по праздникам

Материал подготовлен при поддержке компании Nestlé Health Science

Дети ждут новогодний утренник так же сильно, как свой день рождения. Чтобы болезнь не испортила радость от праздника, рекомендую соблюдать несколько простых правил.

Не обязательно избегать общественных мест и сидеть дома — лучше вовремя укреплять иммунитет. Если организм умеет бороться с вирусами, можно не переживать и учить стихи для Деда Мороза.

Я поделюсь пятью простыми правилами, которые помогают моим детям не пропустить ни одного утренника и не болеть на каникулах. Они подойдут для детей от 1 года до 10 лет.

В новогодние праздники мы всей семьей остаёмся бодрыми и полными сил

Добавить в меню питательные коктейли

Для сбалансированного питания ребёнка недостаточно просто включить в ежедневный рацион овощи и фрукты. Важны не только витамины и минералы, но и правильное количество белков, жиров и углеводов, которые дают энергию для здорового роста, помогают укрепить иммунитет и быстрее восстановиться после болезни.

Когда дети капризничают и не хотят есть, меня выручают питательные сухие смеси. Из них мы вместе готовим в шейкере коктейль с витаминами и минералами. Его состав сбалансирован по белкам, жирам, углеводам.

Коктейли — это специализированное профилактическое питание для детей от 1 года до 10 лет. Я убедилась, что оно поддерживает организм в период простуд, во время болезни, когда ребёнок отказывается есть, и после неё. Смесь помогает школьникам в период активных физических и умственных нагрузок.

Готовый коктейль по вкусу напоминает растаявшее ванильное мороженое. Мне он тоже нравится, и я с удовольствием его пью, хотя для взрослых есть свои разработки. Согласно информации на упаковке, стакан коктейля может заменить полноценный приём пищи или перекус, например десерт на ужин или завтрак перед садиком или школой. Мы смешиваем 7 мерных ложек и 210 мл воды или молока — получается 250 мл коктейля.

Производитель указывает, что в состав смеси входят про- и пребиотики, которые помогают бороться с вредными бактериями и активизируют естественный иммунитет ребёнка. Я рекомендую перед приготовлением смеси проконсультироваться с педиатром: он подскажет, в каких пропорциях её употреблять, чтобы детскому организму хватило полезных веществ.

Дочь сама смешивает коктейль в шейкере за завтраком

Научить чаще мыть руки

Ребёнка важно научить мыть руки каждый раз, когда он возвращается домой, чтобы не принести инфекцию из общественных мест, особенно в период зимних эпидемий гриппа. От этой привычки зависит здоровье всей семьи.

Я по-разному учила детей мыть руки: показывала на своём примере, делала из процесса ритуал с песенками и стихами, придумывала фокусы с мыльной пеной. Заметила, что иногда детям просто неудобно мыть руки, потому что умывальник слишком высокий. Мы поставили для них табурет-стремянку и прикрепили отдельные крючки для полотенец.

Для ежедневного использования подойдёт детское мыло с минимумом отдушек и красителей: в нём меньше щелочей, которые сушат кожу. Если нужно промыть ссадину, я использую антибактериальное мыло, но не злоупотребляю им: состав убивает и вредные, и полезные бактерии. Покупаю жидкое мыло: оно гигиеничнее, чем брусковое.

Если у ребёнка нет возможности вымыть руки, можно использовать влажные антибактериальные салфетки и антисептические гели. Важно, чтобы средство подходило для детей — было гипоаллергенным и меньше всасывалось в кожу. Об этом сообщит маркировка на упаковке.

Есть гели и антисептики на основе ионов серебра, которые хорошо борются с бактериями, но при этом не содержат спирт.

Что делать, чтобы ребенок не болел?

К сожалению, в современном обществе детские болезни – это чуть ли не норма. У всех на слуху фразы: «Детей без соплей не бывает», «Пойдет в детский сад – начнет болеть», «Не сиди на сквозняке – простудишься!», «Не лезь в лужу – заболеешь!», «Девочкам босиком ходить нельзя» и т.д. в том же духе.

А ведь можно сделать так, что ребенок простудными заболеваниями не будет болеть вообще, а инфекционные болезни будет переносить легко и без осложнений. Как? Ответ прост и сложен одновременно:

Обеспечить условия существования ребенка, максимально приближенные к естественным!

Это просто, потому что для этого не требуется никаких дополнительных затрат времени и материальных вложений.

А сложно потому, что требует решимости от родителей пересмотреть устоявшиеся догмы, касающиеся ухода за ребенком, и решить, что для них важнее, недовольство окружающих или здоровье своего малыша.

Прежде чем перечислить основные положения оптимальных условий существования ребенка, давайте определимся с терминами. А именно, что такое терморегуляция и иммунитет?

Что такое терморегуляция?

У новорожденного ребенка механизмы терморегуляции тела еще несовершенны, поэтому существует риск перегрева и переохлаждения.

Обмен веществ у малыша происходит очень интенсивно и сопровождается выработкой большого количества тепла. От этого лишнего тепла его организм избавляется двумя путями:
Через легкие. Ребенок вдыхает воздух с температурой, например, 18°С, а выдыхает 36,6°С. При этом, очевидно, некоторое количество тепла теряется. Чем выше температура окружающего воздуха, тем меньше потери тепла.
Через кожу. Образуется пот, который, испаряясь, охлаждает тело ребенка, но при этом теряются необходимые организму вода и соли. Приложите свою руку к голове малыша, и через несколько секунд она станет влажной от пота.

При нехватке жидкости в организме нарушается работа всех систем и органов. И внешние проявления этих нарушений – потница, опрелости, в носу корочки, затрудняющие дыхание, во рту белые пятна – молочница (густая слюна не выполняет своих антибактериальных функций) и т.д.

У детей обмен веществ протекает намного интенсивнее, чем у взрослых. А значит, за одно и то же время организм ребенка вырабатывает больше тепла, чем организм взрослого человека.

Когда взрослому человеку прохладно, ребенку нормально. Когда взрослому тепло, ребенку жарко.

Главный показатель затрат энергии организмом – это аппетит.

Если ребенок не хочет кушать, значит, не потратил энергию (на поддержание температуры тела и двигательную активность).

Нельзя уговаривать или заставлять ребенка кушать!

Кстати, когда дети болеют, то инстинктивно отказываются от пищи, таким образом, организм экономит энергию, которую направляет на борьбу с болезнью, а не на переваривание пищи.

Когда в комнате прохладно, организм здорового ребенка уменьшает потери тепла – сокращаются сосуды кожи, уменьшается объем циркулируемой в них крови и, следовательно, уменьшается теплоотдача, кожа малыша на ступнях и ручках становится прохладной, что говорит о нормальной терморегуляции.

Как «работает» иммунитет?

У человека в организме живут разные микробы (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка и другие), размножение которых постоянно сдерживается иммунной системой. Живут они на поверхности кожи, на слизистых оболочках носоглотки и влагалища, в кишечнике, мирно сосуществуя с человеком и не причиняя ему никакого вреда.

Под действием переохлаждения микробы начинают размножаться и вызывают болезнь – от обычной простуды и кожных гнойников до дисбактериоза и воспалений.

Через некоторое время организм вырабатывает защитные антитела и болезнь отступает.

В другой раз, если человек переохладится, и микробы снова начнут размножаться, то выработанные в прошлый раз антитела подавляют их размножение, и болезнь, либо не начнется, либо будет протекать значительно легче.

Со временем количество антител к тому или иному возбудителю болезни уменьшается.

Новорожденный малыш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды.

А стабильность этих условий (высокая температура воздуха, теплая вода, стерильная окружающая среда) приводит к тому, что механизмы адаптации ослабевают за ненадобностью.

Поэтому с младенцем дело обстоит намного проще, чем с подросшим ребенком. Надо всего лишь так организовать уход за малышом, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. И не надо никаких специальных мер по закаливанию! Не придется обливать ребенка холодной водой, ходить по снегу босиком, обтираться и купаться в проруби.

Закаливание – система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды (Большая советская энциклопедия).

Суть закаливания состоит в том, что систематически и понемногу активизируя собственных микробов мы, в результате, доводим иммунитет до такого уровня, что холод уже не может вызвать заболевание.

Почему ослабевает иммунитет?

Главная причина ослабления иммунитета – психосоматическая, то есть иммунитет ослабевает в результате психического дисбаланса в организме, вызванного переживаниями, внутренними запретами, чувством вины, страхами и т.д.

Итак, какие же условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел.

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?

1. Доброжелательная обстановка в семье.

Дети по своей природе эгоцентричны, то есть все, что происходит вокруг них, они воспринимают на свой счет, считая себя причиной всех неприятностей (развод родителей, смерть любимой собаки, скандалы в семье, переезд на новое место жительства, расставание с матерью, проблемы в детском саду или школе).

Понятно, что избежать стрессов невозможно. Но можно и нужно учиться их переживать без последствий для психики.

Для маленького ребенка – это сложная задача, необходима помощь и поддержка родителей. В чем она заключается?
Вы сами должны излучать спокойствие, уверенность в себе, оптимизм, тогда это состояние будет передаваться ребенку, помогая ему пережить стресс.
Не сдерживайте эмоции ребенка, загоняя их вглубь подсознания. Знаменитое родительское «Прекрати орать!», наказания за проявление гнева, раздражения, упрямства – это и есть примеры сдерживания эмоций ребенка. Сдержанная разрушающая энергия эмоций проявится в виде неврозов, комплексов, сниженного иммунитета и букета болезней. Лучше направьте энергию ребенка в мирное русло.

2. Прогулки на свежем воздухе.

Увеличивать время прогулки надо постепенно.
Свежий воздух необходим для правильной работы всех систем организма и особенно мозга.
Под действием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин D.
Свежий воздух очищает легкие от пыли и аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.
Дополнительные затраты энергии во время прогулки (на поддержание температуры тела и двигательную активность) усиливают деятельность всех систем организма, в том числе сердечнососудистой и иммунной.
Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара) не дают угаснуть адаптационным механизмам организма и закаляют, если они уже угасли.
Прогулки способствуют профилактике близорукости. В помещении взгляд фокусируется только на близкорасположенных объектах, а на улице – еще и на далекорасположенных, что является отличной профилактикой близорукости.
Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.
3. Двигательная активность.

Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка.
Движение способствует физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Стимулирует деятельность всех жизненно важных систем организма, особенно сердечнососудистой и иммунной.
4. Достаточный минимум одежды.

Количество одежды на ребенке должно быть умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

Главное требование к детской одежде – возможность активно двигаться, крутить головой, бегать, самостоятельно вставать после падений, прыгать, лазить по спортивным снарядам.
5. Хождение босиком.

Имеется в виду хождение босиком в помещении, но в теплое время года можно побегать босиком по чистому песочку или травке. Что это дает?
Хождение босиком закаляет.
Стимуляция нервных окончаний, находящихся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов.
6. Чистая, прохладная детская комната.

Комнату, в которой ребенок проводит большую часть времени, необходимо ежедневно убирать от пыли и проветривать.

Температура воздуха не должна превышать 22°С. Оптимальная температура для ребенка, когда он не потеет и не мерзнет 18-20°С.
7. Купание в прохладной воде.

Имеется в виду купание без использования мыла.

Вода в ванне должна быть такой температуры, при которой ребенок активно двигается и чувствует себя комфортно, не плачет. Если ребенок неподвижно лежит в воде, значит, она для него слишком теплая.

Понижать температуру воды и продолжительность купания надо постепенно.

Для достижения положительного эффекта купаться надо каждый день.
8. Дополнительные меры.

Если адаптационные механизмы ребенка уже угасли, иммунитет снижен (ребенок часто простужается), то можно к вышеперечисленным принимать дополнительные меры (обливания, обтирания, гимнастика), позволяющие вернуть утраченное здоровье быстрее.
Главное, применять эти правила в комплексе, систематично, постепенно увеличивая интенсивность и продолжительность.

Если ребенок редко гуляет, дома ходит в носках и тапочках, бОльшую часть времени проводит в манеже, НО перед сном его иногда обливают холодной водой, то толку от этого не будет никакого.

Необходимо учитывать также наличие болезней и настроение ребенка.

Закаливающие процедуры должны доставлять вашему ребенку удовольствие. Если ему не нравится обливаться холодной водой – пусть ходит босиком. Если активным прогулкам предпочитает игры в комнате, – откройте окно. Всегда можно найти компромиссное решение.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua

Автор: Комаровский
Добавлено: 22.03.2010
Просмотров: 37752 Рейтинг:
Ключевые слова: Комаровский, здоровый ребенок, советы доктора

Читать еще:  Как лечить ячмень на глазу у ребенка 1 год
Ссылка на основную публикацию