Стресс у ребенка

Стресс у ребенка: что делать родителям.

Стресс – это реакция организма на опасность или сложную ситуацию.

Выделяют 4 этапа прохождения стресса:

Тревога, сопротивление, истощение и, если стрессовые факторы не прекращаются, нервный срыв.

Мы реагируем на стресс одним из 3 способов: бей, беги, замри. Мы можем начать злиться и раздражаться. Можем бояться и избегать ситуаций и людей. Или находиться в полусонном, заторможенном состоянии.

Симптомы стресса могут быть самые разные: физиологические (бессонница, головокружение, нарушение аппетита и др), когнитивные (нарушение памяти, внимания и др), эмоциональные (вспышки гнева, страхи, чувство беспомощности и др).

Длительный стресс ведет к нарушению работы психики и организма.

Для того, чтобы успешно справляться со стрессом необходимы навыки. Навыки саморегуляции, способность позаботиться о себе, поддержать, предусмотрительность, и способность выдерживать то напряжение, которое в состоянии выдержать.

Не каждый взрослый серьезно относится к этой теме и осознанно формирует у себя эти навыки. А ребенок иногда даже объяснить не может, что с ним происходит.

Поэтому, самое главное вообще заметить, что ребенок находится в стрессе или пережил стресс. И понять, насколько этот стресс был травматичен для ребенка.

В моей практике были случаи, когда ребенок подвергался буллингу, а родители как-то и не замечали этого. Или , когда в семье начинаются проблемы (развод, конфликты, переезды, увольнения) взрослые сами стрессуют и не понимают, что ребенок тоже находится в зоне невроза. И начинают замечать это, только когда у ребенка начинается явная психосоматика, фобии, навязчивости и др.

Общаться с ребенком, который пережил стресс, необходимо мягко, спокойно, давать выговориться, обозначить и отреагировать эмоции. Ваши послания ребенку должны быть: я всегда рядом, ты защищен, я всегда на твоей стороне, всегда люблю тебя, чтобы не случилось. И конечно, больше проводить с ним вместе времени.

Если ребенок пережил стресс, вы можете помочь ему через сказки, метафоры, игры, упражнения.

Вера в себя, самоподдержка, поиск актуальных потребностей через сказку. Очень хорошо в работе с детками помогает метафора растения. Придумайте и нарисуйте с ребенком сказку о том, как одно зернышко попало в землю, пустило корни и выросло сильным и могучим! Как за ним ухаживали, поливали. Как солнышко его грело. Можно спросить у ребенка, Как себя чувствует дерево? Что еще ему необходимо, чтобы чувствовать себя хорошо? может больше влаги или нужен забор, чтобы почувствовать себя в безопасности. Может ему нужны друзья-животные, насекомые, птицы. Или другие растения рядом.

Стабилизация. В стрессе очень важно уметь себя стабилизировать. Необходима структура и планирование. Составляйте с ребенком расписание, планируйте день. Это можно делать на большом листе бумаги, рисовать цветными карандашами или яркими фломастерами. Можно использовать наклейки.

Отреагирование эмоций. Акварельные краски и гуашь отлично помогают отреагировать эмоции. Простые задания, вроде : нарисуй страх, гнев, печаль помогут ребенку допережить то, что не удалось освободить во время стресса.

Восстановление доверия миру. Иногда дети после стресса избегают общения и становятся замкнутыми. Помогут любые игры на социализацию. Например, вырезаем из бумаги гирлянду человечков, которые держатся за руки. Подписываем, даем имена друзей, знакомых.

Тело. Очень важно во время стресса позаботиться о том, чтобы был полноценный хороший сон, еда, достаточно воды и витаминов. Прогулки на свежем воздухе и спокойная атмосфера дома.

Справляться со сложными ситуациями дети учатся у взрослых. Если вы еще не научились поддерживать себя в стрессе, экологично реагировать на стресс, вы всегда можете начать осваивать эти навыки вместе с ребенком.

Стресс у ребёнка!

В этой статье мы кратко расскажем о том, что такое стресс, каковы его стадии, причины, симптомы, способы преодоления и профилактики[/CENTER]

Дорогие родители, вы наверняка не понаслышке знаете, что такое стресс. Многие из нас сталкиваются с ним регулярно, порой даже не осознавая этого. Наши дети растут и набивают шишки в прямом и переносном смысле. Можем ли мы это предотвратить? Конечно нет! Можем ли поддержать их в тяжёлый период? Конечно да!
В данной статье мы, в первую очередь, говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте.
Сначала очень кратко о самом явлении, а затем о способах совладания.
Стресс — это неспецифическая системная реакция организма на отклонение условий существования от привычных.

Стадии стресса. Выделяют три стадии течения стресса:
1) тревога (мобилизация ресурсов, потребность организма в восстановлении, длящемся в среднем 24-48 часов, ощущение усталости)
2) сопротивление (если стрессовый фактор продолжает своё воздействие, то уровень сопротивляемости организма возрастает, признаки тревоги пропадают, ресурсы расходуются сбалансировано. В случае, когда стрессовый фактор слишком сильный или действует длительное время, наступает стадия истощения (!!))
3) истощение (организм теряет способность адаптироваться к стрессу, активация внутренних ресурсов не возможна — сил больше не остаётся, появляется слабость, ожидается поддержка извне (. ))

Причинами стресса у ребёнка могут быть: потеря семьи, смерть члена семьи или близкого к семье человека, развод родителей или повторный брак, смерть домашнего любимца, неожиданный или длительный отъезд кого-то из членов семьи, болезнь самого ребёнка, болезнь родителей, при которой они не могут уделять ребёнку достаточного внимания, госпитализация ребёнка, переезд, смена детского сада или школы, конфликты родителей, конфликты с детьми или воспитателями/учителями, обсуждение при ребёнке «недетских тем» (финансовые трудности семьи, например), появление в семье сестры или брата, телесные наказания, унижение личности ребёнка и т. д.

Симптомы детского стресса. Стадии стресса у детей выражены ярче, чем у взрослых. Симптомы зависят от возраста ребёнка и подразделяются на два типа: физиологические и психофизиологические. Физиологические симптомы: частые заболевания, проблемы с пищеварением, гастрит, боли в животе, головная боль, нарушение аппетита, сбой веса, сухость во рту, повышение температуры тела, мышечное напряжение и т. д.

Психофизиологические симптомы: нарушение сна, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, регресс (сосание пальца, энурез), аутоагрессия (выдёргивание волос, обкусывание ногтей и бокового валика пальцев и пр.), внезапная замкнутость, повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость и т. д.

Способы преодоления стресса. Существуют техники, помогающие преодолеть стресс у детей, но фундаментом такой помощи будет являться принятие и поддержка родителей. Почему там важно участие родителей? Потому что, чаще всего, стресс возникает у малыша в ответ на новый для него опыт, и он просто не знает как совладать со своей реакцией на этот опыт, от того стрессовое событие начинает преследовать его в виде страхов во сне и в воспоминаниях.
Вы можете продемонстрировать своё принятие, позволив ребёнку открыто выражать свои чувства. Не обесценивайте чувства ребёнка и ту ситуацию, в которую он попал («что ты ревёшь как девчонка из-за всякой ерунды?»).
1. Работа со стрессом через режим, активность и закаливание. Следует внимательно отнестись к продолжительности сна и его качеству, к тому, сколько времени ребёнок находится на свежем воздухе, к регулярности физической активности (занятия спортом). Полезны будут процедуры закаливания, тем более при повышенном уровне агрессивности.
2. Работа со стрессом через контакт. Обниматься желательно не менее 10 раз в день, продолжительность объятий примерно 20 секунд (объятия повышают уровень окситоцина в крови), также, по возможности, стоит отвести ребёнка на массаж, так как он содействует устранению мышечных зажимов и общему расслаблению. Уделяйте внимание ребёнку — здесь важно качество (сосредоточенность на ребёнке, занятия, доставляющие ему радость, положительные эмоции от совместных дел), а не количество часов.
3. Работа со стрессом через рисунок. Особенно будет полезно использовать техники на ощущение границ — обвести ручкуножкувсё тело и раскрасить, украсить наклейками, вырезками и рисунками.
4. Работа со стрессом через кукольную постановку. Взяв игрушки, вы можете проиграть с ребёнком сценарий, найдя в процессе игры способ совладания со стрессовой ситуацией. Главное, чтобы в этой игре ребёнок почувствовал свою силу и поддержку близкого человека.
5. Работа со стрессом через психотерапевтическую сказку. Такие сказки можно купить в магазине или найти в интернете, а можно придумать самим. С любым персонажем (лесной зверь, принцесса, робот и т. д.) может повториться история, произошедшая с вашим малышом. В сказке герой успешно справляется с трудностями и обязательно выходит победителем.
6. Работа со стрессом с психологом индивидуально или в психокоррекционных группах. Если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь с последствиями стресса у ребёнка, обратитесь за помощью к частному психологу или к специалистам, работающим в детском саду/школе, либо в районном психологическом центре.

Помните, стресс лучше предотвратить по средством профилактики, нежели потом бороться с его последствиями!
[/CENTER]
Профилактика стрессов у детей
1. Читайте детям русские народные сказки. Баба-Яга и Кощей Бессмертный там неспроста! Посредством этих персонажей ребёнок в щадящей форме сталкивается с явлением «чёрного и белого».
2. Познакомьте ребёнка с той истиной, что чем злее человек, тем он несчастнее. Поселите в сердце ребёнка свой образ, пусть он вспоминает вас и ваши слова любви тогда, когда сталкивается с негативом. Ваша любовь, принятие и поддержка — путеводная нить ребёнка на всю жизнь.
3. Готовьте ребёнка к детскому садику, школе, переезду, первому путешествию и т. д. заранее, по средством сказок, мультфильмов, игр и т. д.
4. Научите малыша выпускать эмоции и придерживайтесь этого правила сами. Нет ничего вреднее застрявшего внутри негатива. Пусть ребёнок плачет, злится. Агрессию можно выразить конструктивно. Чувство можно нарисовать, чувство можно обыграть с игрушками, чувство можно записать и помять, порвать, растворить в воде и т. д.
5. Научите ребёнка понимать свои чувства и эмоции. Озвучивайте то, что происходит с ребёнком (“Ты сейчас злишься? Я понимаю, ты хотел. “). Сейчас в магазинах легко можно найти книги, рассказывающие как понять свои эмоции и выразить их в конструктивной форме, например книга Корнелии Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта».
6. Следите за контентом. Не смотрите криминальные новости при малыше, отслеживайте возрастную категорию мультфильмов и фильмов, устанавливайте фильтры на гаджетах.

Читать еще:  Анорексия у детей

Счастья вам, дорогие родители, и вашим детям!

Как снять стресс у детей

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Стадии

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.
Читать еще:  Шизофрения у детей

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

Как вовремя распознать стресс у ребенка и что делать дальше

Детский стресс может быть более разрушительным и иметь более серьезные последствия, чем стресс у взрослого человека. Стоит быть начеку

Детский стресс может быть более разрушительным и иметь более серьезные последствия, чем стресс у взрослого человека. Стоит быть начеку

Если ваш ребенок плохо есть и не спит, не спешите паниковать или — еще хуже — пичкать его таблетками. Попробуйте разобраться и выяснить причину. Возможно, он страдает от стресса.

Стресс — это реакция организма на раздражитель, чаще всего какую-то ситуацию. Большинство детей в современном мире переживают стресс.

Основная причина этого — необходимость усвоения и переработки большого объема информации детским мозгом.

Интересно, что в небольшом количестве стресс может быть позитивным — такая себе эмоциональная встряска. Однако чрезмерный стресс влияет не только на поведение, но и на здоровье ребенка.

Признаки стресса у ребенка

В разном возрасте стресс у детей проявляется по-разному.

Дошкольники обычно плохо спят и едят, неконтролируемо плачут, испытывают злость, раздражительность и тревогу.

Для младшего школьного возраста при стрессе характерно заметное ухудшение школьной успеваемости, огорчение или волнение.

Также — нежелание идти в школу, идти спать или принимать участие в совместных занятиях.

Из более ярких и наглядных признаков стресса можно упомянуть постоянные ночные кошмары, непослушание, агрессию или частые вспышки раздражения.

Вам может казаться, что ребенок просто в плохом настроении. Но если это повторяется регулярно, не исключено, что речь идет о самом настоящем стрессе.

У детей среднего и старшего школьного возраста при стрессе также падает успеваемость, меняется режим сна и питания.

Однако появляются и гораздо более серьезные проблемы — употребление алкоголя или наркотиков, частые жалобы на физическое состояние, одержимость вопросом своего веса и частые проявления агрессии или жестокости.

Что делать, если у вашего ребенка стресс?

Если вы распознали стресс у ребенка, постарайтесь выяснить его причину.

Среди наиболее распространенных причин детского стресса — недоверительные взаимоотношения с близкими, отсутствие поддержки, большие изменения в семье ( развод, переезд или рождение ребенка), чрезмерно плотный график, так называемый « синдром отличника» или боязнь совершать ошибки, страх неудовлетворительной оценки, неспособность усвоить школьный материал

довольно простые решения. Но придется приложить немало усилий, предупреждают психологи.

Возможно, вам потребуется помощь специалиста, но не спешите тягать ребенка по клиникам.

Первое, что нужно сделать после того, как вы обнаружили у ребенка стресс — поговорите с ребенком. Обсудите все, что его волнует и постарайтесь поддержать ребенка, насколько это возможно. Попробуйте воздержаться от критики, насколько это возможно.

Понимание со стороны родителей — один из главных факторов, которые могут повлиять на состояние ребенка и помочь ему выйти из стресса.

Уделяйте больше времени разговорам и совместной активности — ходите в кино, боулинг, аттракционы

Умейте слушать и не критиковать. Постарайтесь воспитать у ребенка чувство собственного достоинства и помочь ему добиться успеха.

Но если ваши попытки преодолеть проблему с помощью разговоров не оказывают должного эффекта, не затягивайте. Если ребенок становится замкнутым, более несчастным или подавленным, у него есть проблемы в школе, общения с друзьями или семьей, он не в состоянии контролировать свое поведение или гнев — обратитесь к специалисту.

Психологи также советуют помнить о том, что родители являются главным примером для ребенка. В первую очередь делайте все возможное, чтобы держать свой собственный стресс под контролем и управлять им здоровым образом.

У родителей, склонных поддаваться стрессу, дети будут реагировать на жизненные сложности аналогичным образом, подчеркивают психологи.

Другие лонгриды

Материалы, отмеченные значками

публикуются на правах рекламы.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Использование материалов сайта возможно с соблюдением Правил пользования сайтом и использования материалов сайта. Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство “Інтерфакс-Україна”, не подлежат дальнейшему воспроизведению и / или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства “Інтерфакс-Україна”. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА “Українські Новини”, в каком-либо виде строго запрещены, гиперссылка на логотип «Українські Новини» обязательна. Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше. Материалы, в тексте (после текста) которых содержится запрет на полную републикацию (перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование), или материалы, доступ к которым является платным, разрешается использовать частично. Объем использования не может превышать 25% от общего объема текста. Такое частичное использование разрешается исключительно при наличии гиперссылки в конце текстовых материалов с подписью: «Полную версию читайте на nv.ua».

© 2014 – 2020, ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «МЕДИА-ДК». Все права защищены.

Как лечить стресс у ребенка

Содержание статьи:

  1. Симптомы появления
  2. Причины возникновения
  3. Последствия стресса
    • Негативные
    • Позитивные

  4. Методы лечения
  5. Как избежать

Стресс у ребенка — это адаптационная реакция организма, а точнее центральной нервной системы на различные раздражители (физические, эмоциональные, психические). В детском возрасте это явление весьма частое. Оно может иметь негативные последствия. Поэтому важно вовремя распознать его и обратиться за помощью к специалистам.

Симптомы появления стресса у детей

Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

    Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.

Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.

  • Стресс у школьника младшего возраста. В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.
  • Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

    При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

    Причины возникновения стресса у ребенка

    Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

    Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

      Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.

    Смена окружения. Тот же детский сад или школа — это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.

    Изменение привычной обстановки. Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.

    Разлука. Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.

    Потеря или смерть домашнего питомца. Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.

    Воздействие СМИ и компьютерных технологий. Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.

    Влияние человека. Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.

    Экологические стрессы. То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.

  • Воздействие из окружающей среды. Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.
  • Последствия стресса у детей

    Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

    Негативные последствия

    Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

      Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.

    Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.

    Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.

    Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.

  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».
  • Позитивные последствия

    Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

    Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

    Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

    Методы лечения стресса у ребенка

    Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

    Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

    Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

    Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

    Как избежать возникновения стресса у детей

    Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

    Для этого понадобится:

      Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

    Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

    Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

    Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

    Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

  • Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.
  • Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:

    Читать еще:  Мутизм у детей
    Ссылка на основную публикацию