Неврозы у детей

Неврозы у детей

Начать, наверное, стоит с того, что вообще считается неврозом. Все виды неврозов относят к функциональным нарушениям работы нервной системы. Что это значит? Это значит, что при неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование.

Существует несколько факторов, которые влияют на возникновение невроза:

Биологический. Что сюда входит? Наследственность, тяжелое протекание беременности, тяжелые роды, раннее перенесенные соматические заболевания, осложнения.Социальные. Это окружение ребенка. Сюда входят отношения с родителями и значимыми взрослыми, стиль воспитания, садики, кружки, школы.Психологические. Особенности личности ребенка. Его темперамент, характер, стресс, психологическая травма.В основе своей невроз содержит внутренний конфликт. И здесь важно понимать, что не все дети одинаково реагируют на внутренний конфликт или стресс или травму.
И, к сожалению, неврозы могут часто оставаться незамеченными или истолкованными как-то не верно. Поэтому я считаю важным говорить об этом.

Например, ребенок может подергивать плечами. И это может быть воспринято как какое-то баловство или неправильное поведение. Он может услышать: перестань, прекрати так делать. А он на самом деле не всегда даже замечает, не может контролировать это и после этих слов начинает испытывать вину за то, что он так делает. Что, конечно, же не помогает справиться ему с этим, а только лишь увеличивает напряжение.

Симптомы или те, проявления, по которым мы можем понять, что у ребенка невроз. Симптомы условно делят на два вида: биологические и психологические. Но деление это условное, ведь мы понимаем, что психика и тело сосуществуют вместе.

К биологическим относят:

нарушение сна (прерывистый сон, бессонница, кошмары)нарушение пищевого поведения (снижение аппетита, рвотные позывы, у подростков может развиваться анорексия или булимия).головные боли, головокружениявялость, усталость, быстрая утомляемостьэнурезы и энкопрезыпотливостьнарушения двигательных функций ( спазмы, судороги, тики, мигания, моргания, покашливания и тд)К психологическим симптомам можно отнести:

плаксивость, повышенная эмоциональная ранимостьбурные эмоционально-двигательные реакции (истерики, вспышки агрессии)раздражительность, резкая смена настроениястрахи и фобиисниженный фон настроения, угнетенное состояниеКонечно, я хочу вас предостеречь от того, чтобы сейчас срочно у всех детей вокруг диагностировать невроз. Очень важно понимать причины, развитие, течение, уклад жизни и тд. то есть полную картину жизни ребенка.
При этом важно быть внимательными к детям и вовремя увидеть какие-то изменения в поведении или в состоянии ребенка, не стоит списывать все на плохое поведение, на неумение ребенка, на его капризы, отмахиваться от его страхов и тд. Ведь как известно, не бывает НЕповедения ребенка. Любой акт с его стороны — это способ что-то сообщить этому миру.

Как я уже говорила, дети реагируют по-разному, это нормально, мы все разные, это зависит от наших особенностей.

Некоторые неврозы проходят сами собой с возрастом, как только нервная система станет более крепкой.

Вообще я решила рассказать об этой теме, когда слушала очередную лекцию Людмилы Петрановской. Так вот если коротко, она рассказывала там о теории привязанности и о том, как соблюдать границы в отношениях с детьми. Если посмотреть на нашу историю, то мы видим, что отношение к детям у нас изменилось сравнительно недавно по историческим меркам. Раньше детей рожали много, смертность была высокой, «сидеть» с детьми не было принято, и вообще ребенок не очень то ценился. Взрослый человек — это уже готовая рабочая сила, а с ребенком не ясно, выживет он, нет, и что с ним дальше будет. И конечно же, это наложило свои отпечатки. Но сейчас маятник качнулся в противоположенную сторону, как и положено по законам физики, и теперь отношение к детям совсем противоположенное. Сейчас родители посвящают себя детям, живут для детей, развивашки — монтесори- музеи — театры — няни — все лучшее детям, все внимание детям. Сейчас масса литературы на тему воспитания и психологического здоровья детей, взрослые периодически боятся травмировать своего ребенка. И находятся по сути в постоянной сверке: а достаточно ли я хороший родитель? А что происходит с детьми? С одной стороны, они рады — весь мир к их ногам. Но с другой стороны, дети устают. Для них это слишком тяжело. И вот он — конфликт.
Нельзя сказать, что из этого лучше, что хуже, это два полюса, и конечно, здоровее будет — нащупать золотую середину, где и взрослый, и ребенок будут одинаково ценны. Поэтому также очень важно взрослым следить и за своим психологическим благополучием. Помним, как в самолете, сначала маску себе — потом ребенку. Потому что если родитель уставший, измотанный, имеющий свои собственные сложности, травмы, ребенку точно не будет лучше, даже если с ним при этом выполнять все упражнения, возить регулярно на все занятия и покупать ему самые лучшие игрушки. Так что границы в отношениях это важно, и здоровый, счастливый взрослый рядом с ребенком тоже.

Теперь немного расскажу о видах неврозов. В разных источниках выделяют разное количество видов. Я выделила 5.

  1. Неврастения. Дети с этим видом невроза обычно вялые, быстро утомляются, им сложно сконцентрироваться на чем-то, у них низкая работоспособность, они упрямы, они моментально заводятся на какие-то ситуации, могут устраивать истерики, могут возникать вспышки агрессии. Для них характерен внутренний конфликт «хочу, но не могу». Например, желание примирить родителей при разводе. С одной стороны, ребенок хочет, чтобы родители были вместе, с другой — он не может их примирить. Сюда же относятся завышенные ожидания взрослых (родителей, бабушек-дедушек, учителей в школе) и реальные возможности ребенка. Он был бы и рад учится на все пятерки, как этого от него ждут, но не может.
  2. Истерический невроз. При истерии ребенок стремится привлечь к себе внимание окружающих любым путем. Истерический невроз связан с фиксацией внимания окружающих на своем состоянии. Ребенок, привлекающий к себе внимание истериками и демонстративным поведением, никогда не причинит себе вреда, а единственное, что он хочет получить на самом деле, — компенсация недостающей ласки, внимания и любви.
    Самые заметные проявления такого невроза — энурез и энкопрез — часто возникают в период потери привилегированного положения в семье. Собственно, потеря интереса к себе и является основной причиной. Например, когда появляется младший ребенок или, или другое важное событие в семье внезапно отвлекает значимых взрослых. Ребенок с таким неврозом может, действительно, испытывать боли, но клиническая картина при этом будет показывать, что он здоров.
  3. Невроз навязчивых состояний. Неврозы навязчивых состояний выражаются в потребности совершать одни и те же действия, ритуалы. Это может проявляться в неконтролируемом желании сосать палец, грызть ногти, ручки, волосы, выдергивать ресницы, перешагивать через трещины в асфальте и тд.
    При запрете родителей повышается тревожность, усиливаются явления невротизации, так как именно таким образом психика ребенка пытается защитить его от возможных негативных последствий или переживаний. В основе своей этот вид невроза несет как бы конфликт между разумом и эмоциями и как следствие отсутствие безопасности. «Вот так нельзя, но так хочется». Ну например, я знаю, что хорошие девочки не злятся. Но мне сейчас так хочется стукнуть этого мальчишку, потому что он отобрал мою куклу. Но хорошие девочки не злятся. Я хорошая девочка, поэтому я лучше буду грызть ногти каждый раз, когда злюсь.
  4. Невроз страхов. Дети с неврозом страха боятся всего и без конкретного содержания, они тревожны, избегают новой для себя деятельности и очень неуверенны, боятся ошибиться, поэтому предпочитают не начинать какое-то новое дело. Они обычно очень зажатые, стремятся к контролю. Они послушные и легко управляемы.
    Внутренние переживания таких детей связаны со строгими, навязываемыми им социальными нормами – о том, как надо делать и каким надо быть. Например, «Если сейчас же не перестанешь, я уйду, останешься тут один в магазине плакать»
    И вот, ребенок уже сформировал себе реальность, несущую угрозу.

Депрессивная форма невроза. О ней обычно говорят в связке с подростковым возрастом. Выражается данная форма невроза в подавленном настроении, замкнутости, пониженной скорости реакции, сонливости или наоборот отсутствием сна, субъективном переживании одиночества и тд. Вообще подростковый возраст сам по себе довольно конфликтный в том плане, что я уже не ребенок, но я еще не взрослый. И очень часто складывается такая ситуация, когда требования к подростку предъявляют как ко взрослому, при этом степень свободы у него явно не как у взрослого. И это такой хрупкий возраст в том смысле, что помимо учебной деятельности подросток должен решать еще массу жизненно важных задач. Ему нужно ответить на вопрос: кто я? ему нужно учиться строить отношения, у него появляется новый вид потребности в конце-то концов — сексуальный, ему нужно перейти из детства во взрослую жизнь.

Собственно говоря: невроз, как и любой психосоматический симптом, это творческое приспособление. И единственно возможный вариант сохранить целостность психики в данное время в данных условиях. И наша задача помочь ребенку найти другой способ разрешения конфликта и удовлетворения своих потребностей.
Любой родитель может задать вопрос: как это влияет на нашу жизнь? Например, у родителей сложности в сексуальной сфере, и у ребенка вдруг начинаются кошмары или он вдруг стал писаться, а когда мама берет к себе в кроватку — он перестает и успокаивается.
Или мама не очень любит свою работу, и ребенок часто болеет, а маме, разумеется, приходиться с ним сидеть дома.

Ну и наконец, что же делать и чего Не делать?

Во-первых, как я уже говорила ранее — уделяем достаточное внимание себе, и своим отношениям с супругом. Здоровые и счастливые родители в ресурсном состоянии — уже можно сказать большая доля успеха!
Во-вторых, обращаться за помощью. Это и значительно снизит уровень тревоги, и продвинет в понимании и решении проблем. Обращаемся к детскому или семейному психологу. Также специалист может направить к неврологу или психиатру, этого не стоит бояться или смущаться. Скорее всего, врач просто порекомендует поддерживающие препараты.Наша задача работать с причиной, а не с симптоматикой.
Родителю важно быть внимательным к своему ребенку. Возможно, вы сможете заметить закономерности в проявлении тех или иных симптомов.
Не стоит требовать прекратить те или иные действия, это только добавит напряжения. Ведь ребенок не может их контролировать и не всегда даже осознает.
Не наказывать, не ругать, не стыдить.
Смеяться и подшучивать тоже не нужно, это ранит и без того уязвимого человека.Невроз, как и любой симптом, не должен ассоциироваться с чем-то желаемым, с чем-то радостным. Сцепка происходит довольно быстро и подкрепление только усугубляет симптом. Например, если я могу весь день смотреть мультики и кушать вкусное варенье банками только когда болею, то я тогда, пожалуй, буду болеть почаще.
Одна из самых главных, на мой взгляд, рекомендаций — это режим! Режим это и про границы, и про предсказуемость, а значит, и про безопасность — это все то, в чем дети особенно нуждаются.
Важно заботиться о физическом здоровье — это достаточная активность, прогулки на свежем воздухе, побегать, покричать, пошуметь, поиграть — все это очень важно. Сезонные витамины, сбалансированное питание. Ближе к вечеру переходим на более спокойные виды деятельности. Чтение сказок, разговоры, ванны и тд.
Можно завести определенные ритуалы, включить их в режим дня. Например, разговоры перед сном о прошедшем дне. О том, что в нем запомнилось, что встревожило, что было самым интересным — во-первых, это только ваше время наедине, во-вторых, это возможность ребенку высказаться и быть услышанным, получить поддержку и помощь.

Я желаю вам здоровья, сил и хорошего настроения! Берегите себя!

Как распознать неврозы у детей дошкольного возраста и подростков

  1. Описание основных видов неврозов у детей
  2. Причины расстройства
  3. Лечение
  4. Профилактика

Описание основных видов неврозов у детей

Невротические расстройства в детском возрасте зачастую воспринимаются как капризы, но внимательно присмотревшись к ребенку, можно отметить резкие перепады настроения, быстро нарастающую усталость, тревожность, повышенную потливость, учащенное сердцебиение. Эти симптомы должны насторожить родителей и стать поводом для обращения за помощью к специалистам.

Основные виды неврозов:

  • страх, тревога. Характеризуется приступами испуга, преимущественно в моменты засыпания. Может проявляться боязнью темноты, одиночества, выдуманных или сказочных персонажей, мифических существ.
  • навязчивые состояния. Может проявляться обсессией – навязчивыми движениями – или фобиями. Реже встречается смешанная форма. Первая форма невроза навязчивых состояний – обсессивная – характеризуется наличием у ребенка навязчивых движений, совершаемых помимо своего желания: подмигивания глазами, тики, вздрагивания, шмыганье носом. При фобической форме невроза возникают чрезмерные страхи определенных предметов, замкнутых пространств, грязи, бактерий, публичных выступлений, болезней, собственных мыслей.
  • истерический. Проявляется ярко, имеет выраженную симптоматику в виде истерик с произвольными ударами головой об стену, падением на пол, криками. Иногда сопровождается респираторными приступами, которые могут быть спровоцированы неудовлетворением желаемого. Истерический невроз характерен преимущественно для раннего возраста;
  • депрессивный. Чаще встречается у подростков. Характеризуется тягой к одиночеству, заниженной самооценкой, негромкой речью, нежеланием общаться и заводить знакомства, плохим аппетитом, печальным выражением лица, пассивным образом жизни;
  • ипохондрический. Характерен для подростков. Проявляется чрезмерным страхом болезней. Ребенок озабочен своим здоровьем, прислушивается к каждому неприятному ощущению в организме, ищет у себя симптомы страшных заболеваний;
  • неврастения. Проявляется у ребенка в школьные годы. Характерна преимущественно для физически ослабленных подростков. Провоцируется чрезмерными умственными и физическими нагрузками, вызывает нарушения сна и аппетита, раздражительность, утомляемость, плаксивость.
  • анорексия. Проявляется в раннем возрасте при насильственном кормлении, перекармливании. Негативная установка на еду может быть спровоцирована неприятным событием во время приема пищи. Невротическое нарушение аппетита сопровождается отказом от любой или некоторой пищи, рвотой, истерикой при виде еды, снижением массы тела;
  • нарушения сна. Встречаются в возрасте до 10 лет. Сопровождаются ночными кошмарами, лунатизмом, бессонницей, тревожностью. Ребенок может ходить, разговаривать, плакать во сне, постоянно просыпаться, трудно засыпать;
  • патологические действия. При таком неврозе ребенок, чаще раннего возраста, грызет ногти, сосет палец, накручивает на палец или выдергивает волосы, раскачивается из стороны в сторону. Без лечение его действия фиксируются, становятся привычными и проявляются в дальнейшей жизни.

Симптомы расстройства могут меняться в зависимости от его вида, но для всех детей при неврозе характерны следующие особенности: ребенок часто обижается, его легко ранить даже незначительным словом или поступком. Настроение изменчивое, преобладает тревожность, плаксивость, раздражительность при малейшей психотравмирующей или дискомфортной ситуации. Он замыкается на ситуации, уходит в себя. Его сон нарушается, появляется быстрая утомляемость, страдает память, мыслительные функции, внимание. Присоединяются вегетативные проявления, гипергидроз, тахикардия, скачки давления.

Отметив подобные симптомы у ребенка, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам.

Причины расстройства

К провоцирующим невроз факторам относят:

  • генетическую предрасположенность;
  • внутриутробные патологии, тяжелую беременность;
  • осложненный анамнез;
  • хронический недосып, усталость, перегрузки;
  • психотравмирующие ситуации;
  • индивидуальные особенности психики;
  • неправильное воспитание;
  • негативная обстановка в семье.

Основные причины расстройств у детей – психологические травмы, которые оказывают длительное негативное воздействие на психику ребенка и являются сложными для адаптации.

Каждый ребенок индивидуален. Для одного произошедшая ситуация пройдет без последствий, для другого же она покажется масштабной трагедией, и, при наличии других факторов, спровоцирует развитие невроза.

Чем больше провоцирующих факторов, тем выше риск развития расстройства психики. В таком случае даже небольшая психотравма может привести к серьезным последствиям.

У детей из группы риска спровоцировать невроз могут даже самые незначительные причины: резкий звук, неожиданное действие извне, плохая оценка в школе.

Ошибки в воспитании и негативная обстановка в семье – еще одна основная причина. Дети тяжело переживают развод родителей, постоянные ссоры и конфликты, отсутствие любви, понимания, ласки и общения.

Лечение

Первоочередная задача терапии невроза – устранение провоцирующих факторов. Лечение должно проходить под строгим контролем психотерапевта, который подберет индивидуальные корректирующие методики. Как правило, для работы с детьми используют сказкотерапию, игротерапию, песочную и музыкальную терапию.

Основное правило, которое ускорит лечение – заинтересованность родителей и создание благоприятного микроклимата в семье. Следует окружить ребенка любовью, вниманием, заботой, добром, исключить конфликты, жестокие наказания. В воспитании детей следует придерживаться четкой позиции, устанавливать границы дозволенного, учитывать интересы ребенка, договариваться, находить компромиссы.

Золотая середина между вседозволенностью и тотальным диктатом, гиперопекой и гипоопекой – лучший вариант воспитательной стратегии.

Немаловажно наличие в жизни ребенка режима дня, правильного, полноценного питания, активных физических занятий, прогулок на свежем воздухе, общения со сверстниками, животными, путешествий, хобби.

В некоторых случаях ребенку может понадобиться медикаментозное лечение, но назначать терапию в таком случае должен только врач.

Профилактика

Самое главное правило в воспитании здорового и успешного ребенка – внимание и любовь в семье.

Семьи, где каждый сам за себя, где родители постоянно спорят, выясняют отношения, не могут договориться и выработать единую тактику воспитания – находятся в группе риска. Дети в них испытывают дискомфорт, находятся в постоянном стрессе, им присущи тревожность, мнительность, неуверенность в себе.

Хорошим профилактическим потенциалом обладают занятия музыкой, посещение бассейна, спортивных секций, общение с животными, дельфинами, совместный отдых с родителями, путешествия.

Чтобы избежать ослабления организма следует придерживаться сбалансированного питания, укреплять иммунитет, получать достаточное количество витаминов и микроэлементов, закаляться.

Хорошим общеукрепляющим и оздоравливающим действием обладает массаж.

Здоровье детей, как физическое, так и психическое, в большей степени зависит от родителей. От их тактики воспитания, умения сглаживать конфликты, терпимости, доброты, мудрости и внимания.

Если ребенок дошкольного возраста или школьник начал проявлять тревожную симптоматику, у него появились навязчивые состояния, неоправданные истерики, частые смены настроения, рекомендуется обратиться за консультацией к детским специалистам: педиатру, психологу, неврологу. В тяжелых случаях может понадобиться помощь психиатра и назначение лекарственных препаратов.

Особенности и лечение невроза у детей

Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Пищевой невроз

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.

Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Расстройства засыпания

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

Частые ночные пробуждения

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Кошмары

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.

Чрезмерная сонливость

Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Парасомния

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Соматические проблемы

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Невротические привычки и тики

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).

Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Фобические тревожные расстройства

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.

Школьная фобия

Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

Обсессивно-компульсивное расстройство

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.

Нарушения экскреции

Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Нарушения общения и речи

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Мутизм

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Заикание

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.

Тахилалия

Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Депрессия

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Симптомы детской депрессии похожи на проявления у взрослых. Детские формы характеризуются более высокой частотой возникновения соматических проблем, регрессивных проявлений и некоторых других «маскирующих» симптомов, по сравнению с депрессией у взрослых.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).

Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Старшим детям при заикании, тиках чаще всего назначаются таблетки «Фенибут». Основной компонент препарата – дериват аминофелола – аминофенилмасляная кислота.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям

Никогда не наказывайте ребенка за невротические проявления. Это имеет эффект снежного кома – вначале небольшая проблема при постоянных напоминаниях и предупреждениях только усиливает детское чувство «несовершенства». Обязательно обратитесь за профессиональной помощью.

Неврозы у детей

Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы неврозов у детей
    • Астенический невроз (неврастения)
    • Истерический невроз
    • Невроз навязчивых состояний
    • Депрессивный невроз
    • Системные (малосимптомные) неврозы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение неврозов у детей
    • Консервативное лечение
    • Психотерапия
    • Физиотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Астенический невроз (неврастения)

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Консервативное лечение

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Читать еще:  Рефлекторный массаж
Ссылка на основную публикацию