Лечение страхов у детей

Детские страхи

Дети, как правило, пугаются, и их страхи со временем меняются. Боязнь чего-то – это нормальная реакция у детей, поскольку она также учит их сохранять себя в безопасности. Тем не менее, существует большая разница между тем, что ребенок переживает как страх, и когда у ребенка есть фобия.

Общие детские страхи

Вот некоторые из детских страхов по возрасту, которые испытывают дети.

Страхи младенцев и малышей

  1. Внезапные громкие звуки или неожиданные движения могут вызвать у ребенка страх.
  2. Большой объект, внезапно надвигающийся на них, может напугать их.
  3. Любые незнакомцы, которые пытаются поговорить с ними.
  4. Отделение от родителей или изменения в их комнате или окружении, может привести к тому, что малыш чувствует себя некомфортно в неизвестной обстановке, что вызывает испуг.

Страхи детей дошкольного возраста

  1. Большинство страхов у детей начинается с того, что они боятся темноты. Некоторые взрослые также боятся темноты.
  2. Любые шумы, которые происходят ночью, могут испугать их.
  3. Страшные маски или странные звуки монстров и призраков могут привести к тому, что дети в этом возрасте будут бояться.
  4. Большинство детей любят животных (например, собак), но некоторые из них могут бояться определенных животных.

Страхи детей школьного возраста

  1. Это тот возраст, когда ребенок начинает бояться больших насекомых или рептилий, таких как пауки и змеи.
  2. Гроза или землетрясение могут привести к тому, что они становятся чрезвычайно напуганными.
  3. Когда ребенок остается один дома, особенно в одночасье, может привести к тому, что ребенок испугается.
  4. В школе ребенок может злиться на учителя, переживать неудачу или отвергается одноклассниками, все это приводит к возникновению страхов.
  5. Страшные телешоу или новости с чрезвычайной опасностью могут вызвать у них страх.
  6. Увидев травмы или болезни, врачей и инъекции, смерть, обычные дети начинают бояться.

Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Вы можете помочь своим детям преодолеть свои страхи, прибегая к следующим советам.

Для детей и малышей

  • Присутствие родителей может мгновенно заставить вашего ребенка чувствовать себя в безопасности в любой странной ситуации.
  • Установление режима позволяет им понять, какие действия ожидать и когда.
  • В первые месяцы важно ограничить количество людей, которые заботятся о ребенке, чтобы у него был шанс найти себе безопасное место.

Для дошкольников

  • Большинство детей в этом возрасте очень изобретательны. Следовательно, даже самый маленький страх может стать большим, вызванным их собственным воображением.
  • Если ваш ребенок боится определенного места, идите в это место вместе с ним, чтобы он мог правильно его видеть, не боясь.
  • Если он боится какого-либо животного, например, собаки, убедитесь, что собака привязана и начните играть с ней в первую очередь. Как только собака немного успокоится, вы можете приблизить своего ребенка и позволить ему играть с ним.
  • Попросите вашего ребенка нарисовать то, что он боится. Как только они будут нарисованы, дети могут начать понимать, что монстры и призраки находятся в голове и не реальны.

Для детей в школьные годы

  • Поговорите со своим ребенком о его страхах, он сможет хорошо их рассказать.
  • Спросите его, что самое худшее, что он думает, что может случиться. Затем дайте ему знать о реальном инциденте, который был не таким плохим, как он думает.
  • Когда дело доходит до стихийных бедствий, пусть ваш ребенок читает книги о мерах предосторожности, которые им необходимо предпринять. Это заставит их чувствовать себя готовыми и не быть застигнутыми врасплох.

Что такое фобия?

Когда страх выходит из-под контроля, он становится чрезмерным, необоснованным и постоянным, и даже малейшая ситуация или возможность ситуации могут проявлять чувство крайней тревоги, которая является изнурительной, это называется фобией. Большую часть времени такие страхи остаются в течение нескольких месяцев до года, прежде чем стать фобией.

Насколько распространена фобия среди детей?

Известно, что у многих детей есть один или другой тип фобии. По оценкам, почти 9-10% людей в мире страдают от какой-либо фобии.

Что вызывает фобию у детей?

Общими причинами фобий у детей являются:

1. Факторы, связанные с жизненными событиями

Любые события, которые происходят в жизни ребенка, которые оказывают большое влияние на него, могут привести к проявлению в нем фобии. Они могут быть такими же нормальными, как переход в новый класс в школе или переезд на новое место, или смерть члена семьи, тяжелая болезнь или развод родителей.

2. Факторы, связанные с семьей

В некоторых случаях фобия может быть унаследована от одного из родителей детьми. Несмотря на то, что фобия может быть генетически обусловлена, дети чрезвычайно наблюдательны. Увидев члена семьи, страдающего от фобии, они могут подумать, что им тоже нужно бояться.

3. Факторы, связанные с биологией

Нейротрансмиттеры внутри мозга ответственны за формирование эмоций и чувств. Серотонин и дофамин отвечают за то, что человек чувствует себя счастливым и спокойным. Если их баланс нарушается, то ваш ребенок может внезапно начать бояться чего-либо вообще.

Общие типы фобий у детей

Вот некоторые из распространенных типов фобий

1. Специфическая фобия

При данной фобии ребенок начинает бояться чего-то конкретного, в основном без причины. Это может быть место, например, шкаф или конкретный человек, такой как их учитель, или тип людей, таких как водители такси, и так далее.

Признаки и симптомы

Ребенок может попытаться избежать фобии или начать предвидеть, что что-то плохое произойдет без причины. Иногда, когда присутствует объект страха, действия ребенка будут полностью не синхронизированы и нарушены.

2. Паническое расстройство

В таком расстройстве конкретное событие или объект могут внезапно вызвать панику внутри ребенка. Причина или триггер могут быть не очевидны сразу, но последствия паники можно увидеть в поведении ребенка. Это особенно важно у подростков и молодых людей.

Признаки и симптомы

При панике сердце начинает быстрее биться, и ваш ребенок может начать потеть или дрожать. Дыхание уменьшается, в животе ощущается дискомфорт. В определенных ситуациях паника может стать слишком сильной, у детей начинается головокружение, они могут начать кричать, говоря, что они сходят с ума или плачут.

3. Агорафобия

Это страх, когда ребенок боится выйти за пределы зоны комфорта. Ребенок начинает полностью бояться внешнего мира и неизвестных людей. Любое место, неизвестное ему или любой незнакомый человек, может привести к их запуску и возникает состояние паники.

Признаки и симптомы

Дети отказываются покидать свои дома под любым условием или отказываются встречаться, или разговаривать с любым незнакомцем или гостем в доме.

4. Социальная фобия

Дети боятся взаимодействовать с большой группой людей или возникает страх перед детьми в определенных случаях (особенно публичные выступления).

Признаки и симптомы

Дети наполняются страхом, когда речь заходит о том, чтобы представить себя другим людям или задавать вопросы в классе, выходить на сцену или даже мочиться в общественной уборной с другими присутствующими людьми.

Как Фобия может быть диагностирована у детей?

Фобии обычно диагностируются психиатрами, проводя оценку психического здоровья ребенка. Определенные нарушения могут быть очевидны при первом посещении, некоторые другие могут занять больше времени для диагностики состояния.

Как лечить фобию у вашего ребенка?

Лечение фобии сильно зависит от возраста ребенка. В большинстве случаев консультирование и когнитивная поведенческая терапия могут помочь им бороться с их фобиями самим. В крайних случаях, когда панические атаки выходят из-под контроля, психиатры могут рекомендовать некоторые лекарства, которые помогут вашему ребенку успокоиться. На этом этапе крайне необходима родительская поддержка.

Обращаясь в клинику психотерапии Семейная Практика, Вы получите квалифицированную помощь для своего ребенка. Грамотные врачи-психотерапевты и психологи подберут необходимую медикаментозную и психотерапевтическую программу лечения для Вашего малыша.

Статьи

Детскими страхами называют специфические возрастные переживания, тревоги и беспокойства. Тревоги и страхи у детей возникают как ответный механизм на угрозу реальную или вымышленную. Основные проявления – изменение эмоционального поведения и физиологические нарушения: учащенный пульс, частое дыхание, напряжение мышц.

Появление страха в ответ на угрозу реальную или воображаемую является инстинктом самосохранения. Однако детские страхи отличаются отсутствием настоящей угрозы, их появление основано на преобразовании внешней информации при помощи фантазии. В норме считается страх, который проходит самостоятельно и носит поверхностный характер.

Патологическими страхами по данным статистики наделены не более 1,5% детей дошкольного и младшего школьного возраста, при этом большая склонность наблюдается у девочек. Факторами, предрасполагающими к появлению детских страхов, являются:

  • родители в возрасте за 35 лет;
  • воспитание единственного ребенка;
  • ограничение контактов со сверстниками.

У детей, подверженных страхам и тревожности, наблюдаются нарушения в поведении:

  • избегание потенциально опасных ситуаций или предметов/объектов;
  • боязнь одиночества;
  • излишняя привязанность к взрослым.

Лечением страхов у детей занимается психолог, психотерапевт, психиатр. Основное место отводится родительскому консультированию и психотерапии творчеством. Диагностика производится при помощи беседы и опроса.

Причины детских страхов

Основу боязни некоторых ситуаций и объектов составляют особенности психики конкретного ребенка:

  • впечатлительность;
  • доверчивость;
  • бурная фантазия;
  • повышенный уровень тревожности.

Причины страхов у детей кроются во внешней среде, при этом самое сильное влияние оказывает такой фактор, как воспитание, а отношения с родителями становятся источником неврозов у ребенка.

Причины детских страхов делят на следующие группы:

  • отрицательный опыт – это пережитые ребенком ситуации, которые нанесли ему эмоциональную травму, например, нападение собаки. Коррекция страхов у детей такого рода практически невозможна, с течением времени они переходят в фобии;
  • запугивание – это проектируемая ситуация, используемая родителями или воспитателями для коррекции поведения ребенка;
  • чрезмерно тревожные родители порождают в ребенке страхи и тревожность;
  • поведение родителей, показывающее свое превосходство и силу, порождает в ребенке боязливость и чувство постоянного ожидания плохого;
  • фильмы и компьютерные игры, демонстрирующие сцены насилия;
  • психические отклонения, например, невроз или невропатия;
  • внутрисемейные отношения, например, конфликты между родителями, постоянные ссоры и скандалы, развод родителей, манипулирование ребенком в целях воздействия на супругу/супруга и прочие.

Патогенез

Объяснение проявлений страхов у детей связано с изменениями психики возрастного характера. Основную роль играют фантазия и воображение ребенка, под их воздействием происходит трансформация внешней информации в новые образы. Начинается проявление фантазии с 2-3-хлетнего возраста, достигая пика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Детские страхи более интенсивные, разнообразные и необычные, чем любые другие. Ребенок не способен оценить ситуацию критически и объективно оценить свои эмоции, поэтому страхи так легко зарождаются и укрепляются в детском сознании.

Содержательная сторона страха характеризует значимую сферу жизни ребенка для каждого конкретного возрастного периода, например, младенчество – страх разлуки с мамой, дошкольники – страх темноты, животных или выдуманных персонажей, школьники – социальные боязни.

Классификация

Пожалуй, самое широкое распространение получило деление страхов у детей на:

  • биологические – основанные на инстинкте самосохранения;
  • социальные – основанные на межличностных контактах.

Детские страхи классифицируются по объекту проявления, причинам, продолжительности проявления и особенностям, а также по интенсивности.

Самая распространенная классификация выделяет следующие виды:

  • сверхценные. Появляются в результате работы фантазии, считаются самыми распространенными;
  • навязчивые. Основываются на конкретной ситуации из жизни и порождают панику, например, боязнь собак или высоты;
  • бредовые. Не могут быть объяснены с точки зрения логики.

Симптомы страхов у детей

В разном возрасте страхи и тревожность ребенок проявляет по-разному. Симптомы характерные для новорожденного – беспокойство, запрокидывание ручек, вздрагивания, общее напряжение. Страхи у детей в возрасте до полугода, как правило, вызваны громким звуком или ярким светом, быстрым приближением чего-то большого и незнакомого или потерей опоры. С 6-7 месяцев и до трех лет отмечается страх одиночества от долгого отсутствия мамы. С 8 месяцев и до полутора лет – страх перед незнакомыми людьми.

Читать еще:  Гипоксия у новорожденных

Начиная с 2 лет, ребенок может бояться отдельных предметов, объектов или ситуаций. После 3 лет дети начинают бояться наказаний или недостатка внимания родителей, в связи с наступлением возраста осознанного течения межличностных контактов.

Для дошкольного возраста характерны такие страхи, как темнота, осуждение окружающих, боязнь сказочных или вымышленных персонажей, опасных объектов и предметов. В младшем школьном возрасте проявляются страхи межличностного характера – публичные выступления, получение плохой отметки, осуждение, высмеивание, отвержение.

В возрасте 6 лет могут начать появляться страхи аварий, катастроф различного характера, болезней, пожаров и даже смерти. Под воздействием страха у ребенка часто пропадает аппетит, нарушается сон, появляются различные боли, например, мышечные, головные, сердечные, суставные.

Осложнения

Самым сложным и опасным осложнением детского страха является его переход в состояние фобии. Они выражаются в интенсивных реакциях организма в виде беспокойства и паники. Отличаются устойчивым иррациональным поведением в ответ на ситуации или объекты, которые не несут настоящей угрозы. Фобии не поддаются коррекции в отличие от страхов.

Детские страхи способны перейти в форму невроза навязчивых состояний – навязчивое повторение действий и мыслей. Под воздействием детских страхов в подростковом возрасте у характера проявляются черты мнительности, неуверенности и тревожности. Таким образом отсутствие реальной помощи и внимания родителей, педагогов и психологов у детей формируются ограничения в поведении в виде избежания некоторых ситуаций, а также затруднения в социальной адаптации.

Диагностика детских страхов

Диагностика страхов у детей носит характер клинической беседы. Ребенок, как правило, после знакомства и установления контакта не скрывает своих тревог, открыто рассказывая о ситуациях, вызывающих беспокойство.

Диагностический процесс интенсивности страха и тревожности основывается на психодиагностических методиках:

  • опрос – для каждой возрастной категории разработаны специфические опросные листы и формы взаимодействия со специалистами, например, для подростков – без контакта со специалистом, а для детей дошкольного возраста – в форме личной беседы;
  • проективные методы применяются для обнаружения неосознанных страхов, скрываемых защитными механизмами. Используется в диагностике дошкольников. Это такие формы, как рисуночные тесты, тесты проектирования ситуаций и диагностические сказки. Отсутствие в них структурированных вопросов позволяет создать обстановку доверия между пациентом и специалистом и обмануть защитные механизмы организма, а также преодолеть боязнь осуждения у пациента.

Обращение к специалистам

Наличие страхов у ребенка служит поводом обращения к врачам – психолог, психиатр, психотерапевт. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) ведут прием высококвалифицированные специалисты в данной области. Здесь к детскому здоровью относятся как к важнейшей миссии, поэтому прием ведут врачи высшей категории с огромным опытом работы. Они знают практически все о детском здоровье и спецификах заболеваний у детей. Врачи клиники стоят на защите здоровья детей 365 дней в году. Мы располагаемся в самом центре Москвы.

Лечение страхов у детей

Помощь маленьким пациентам в борьбе с их страхами основывается на создании благоприятной домашней обстановки с целью поддержания ощущений безопасности и спокойствия. В качестве дополнительного лечения страхов у детей используется психотерапия. Она нацелена на осознание и преобразование эмоций негативного спектра: боязнь, тревога, беспокойство.

Наилучшим эффектом пользуется комплексная терапия, включающая в себя:

  • семейное консультирование. Имеет своей целью выявить причины, способствующие появлению и поддержанию страха у ребенка. Здесь имеет место обсуждение методов воспитания и досуга детей, а также особенности отношений внутри семьи. Специалист должен дать родителям рекомендации по способам общения с ребенком и вопросам коррекции родительского поведения. Эта стадия призвана наладить комфортные домашние условия для коррекции страхов у детей;
  • психотерапия в данном случае носит исключительно индивидуальный характер. За счет беседы в доверительной обстановке изначально происходит обсуждение страхов. Доверительный диалог снимает эмоциональную напряженность. Далее наступает период переработки страхов. Здесь уместен метод сказкотерапии, при помощи которого про страх сочиняется сказка, где он оказывается побежден, или визуального его облачения при помощи лепки/рисования, в итоге страх должен быть ритуально уничтожен или переделан;
  • лекарственная терапия становится необходима при запущенных формах и наличии осложнений. Начало приема седативных препаратов совпадает с началом комплексного лечения, при этом способы приема и дозы определяются лечащим врачом индивидуально.

Таким образом, своевременное обращение к специалистам за лечением детских страхов вносит большую часть успеха в борьбу со страхом у ребенка. Однако для его выявления родители должны быть максимально внимательны к своему ребенку.

Профилактика детских страхов

Профилактика страхов у детей – это половина успеха в борьбе с их появлением.

В качестве профилактики появления страхов у собственного ребенка родители должны придерживаться следующих правил:

  • установление и поддержание доверительных отношений с ребенком;
  • отказ от линии воспитания в виде доминирования родителя;
  • отказ от применения физической силы;
  • отказ от показа собственных тревог и опасений;
  • правильная организация досуга ребенка.

Правильный досуг ребенка должен отвечать следующим принципам:

  • максимум подвижных игр, творческих занятий и общения в коллективе;
  • отказ от просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • минимизация времени, когда ребенок находится в одиночестве.

Такие простые меры способны навсегда избавить вашего ребенка от появления тревог и страхов, ненужных опасений и боязней. Полноценность личности вашего ребенка во взрослом возрасте зависит от безмятежности детского возраста, поэтому проблема детских страхов так важна и актуальна. Родители должны быть очень внимательны и корректны со своими детьми.

Как записаться к врачу

Основным принципом работы АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) является охрана здоровья маленьких пациентов. Квалифицированные психологи, педиатры готовы вам предложить адекватные методики лечения для возвращения деткам здоровья, а родителям – спокойствия. Чтобы получить консультацию интересующего вас специалиста, необходимо записаться на прием. Сделать это можно через онлайн-форму на сайте, по телефону 8+7(495)995-00-33или при личном визите в клинику по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок д.10, станция метро Маяковская.

Одним из наиболее распространенных нарушений зрения является близорукость. У детей школьного возраста эта проблема встречается весьма нередко. Поэтому имеет смысл контролировать состояние.

Различные рода воспаления служат первым сигналом того, что необходимо обратиться к врачу. В некоторых случаях они не предвещают ничего плохого. Но есть ситуации, когда игнорирование.

Вегето-сосудистая дистония у детей представляет собой комплекс функциональных расстройств разных систем, что обусловлено нарушениями в регулировании работы вегетативной нервной системы.

Васкулит (ангиит) у детей – это наличие воспалительного процесса, который поражает стенки сосудов разной величины от капилляров, мелких артерий или вен до крупных сосудов, включая .

Детские страхи

Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Как бороться с детскими страхами

1. Страх непонятных персонажей

– Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов – тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

– Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него – целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» – спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». – «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

2. Страх темноты

– Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

– Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти – скажем, в кино – и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом – например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота – это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте – в жмурки, в поиски клада с фонариком, – чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

– В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

– Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина – пережитые травмирующие ситуации – то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет – поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

4. Страх, навеянный действительностью

– Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.

– Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.

Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.

Читать еще:  Задержка развития речи (ЗРР) у детей

5. Страх смерти

– Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?

– Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.

Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.

Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).

Важно! Но, возможно, причина страхов – в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут – только к психиатрам.

Самые распространенные детские страхи, и как с ними бороться?

Детские страхи относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, они проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая особенность проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества. Диагностируется и лечится недуг психологом или гипнологом. Для этой цели применяют специальное тестирование, опросники, индивидуальные беседы.

Возникновение детских страхов

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Причины синдрома страхов у детей

Испуг — это основная причина боязни. Предпосылок для этого существует много:

  • внезапный крик;
  • паника родителей;
  • укус животного или насекомого;
  • травма;
  • похороны родственников и тому подобное.

Ребенок, воспитываемый в положительной, спокойной и уверенной обстановке, часто переживает ситуацию кратковременно. Если при малыше имели место ссоры и прочие травмирующие обстоятельства, проявление детских страхов может зафиксироваться надолго в памяти, что обуславливает реакцию на критичную ситуацию в виде плача.

  1. Чрезмерно развитая фантазия. Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией сына или дочери, отфильтровывая просматриваемые фильмы.
  2. Семейные дрязги. В редкой семье исключены ссоры между взрослыми. Скандалы с использованием громких и нецензурных выражений, битье тарелок, приводят к тому, что малыш растет пугливым, капризным.
  3. Социальные разлады. Проблемы в отношения со сверстниками, педагогами и окружающими — одна из причин детских страхов. Девочка или мальчик избегают компаний, ведут себя скованно. Вовремя замеченная боязнь указанного характера быстро устраняется.
  4. Неврозы. Психологическое отклонение, развивающееся постепенно, если боязнь усиливается и не прорабатывается.

Чего боятся дети?

Детские страхи по ряду факторов могут усугубляться:

  1. Родные ребенка испытывают постоянную тревожность перед чем-либо. Необходимо поработать над собой, открыть малышу мир с положительной стороны.
  2. Родители напоминают отпрыску о его боязни с насмешкой. Выход — принять страхи у детей, как свои, найти специалиста.
  3. Частое присутствие источника боязни. Нужно выяснить первопричину испуга и устранить ее.
  4. Властное отношение родителей к детям. Стараются психологически стать на уровень ребенка, вызывая не боязнь, а уважение и дружбу.
  5. За бурное проявление эмоций следует наказание. Это только усиливает проявление детских страхов. Пусть самовыражение будет активным, после того как ребенок успокоится, объясните ему причину.
  6. Недостаток родительского внимания. Необходимо выделять хотя бы час времени на беседу «по душам».
  7. Отсутствие друзей. Попробуйте стать для сына или дочери товарищем, поймите причину его замкнутости.
  8. Чрезмерная опека. Излишек внимания, как и его недостаток, вызывает развитие определенных детских страхов.
  9. Неполноценная семья. Если отпрыск воспитывается только мамой, она должна позитивно настроиться, стать не просто другом, но и защитником ребенка.

Большинство страхов у детей возникает вследствие неправильного отношения и поведения родителей. В любом случае каждый член семьи должен стоять друг за друга «стеной», коллективно обсуждая и решая проблемы.

Виды синдрома детских патологических страхов

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

  1. Ночные боязни. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения малыш сразу ищет родителей либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.
  2. Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Человек пугается темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие моменты. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.
  3. Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.
  4. Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Как проявляются детские страхи?

Психология дает понять, что новорожденный младенец проявляет боязнь одним способом — заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:

  • ходят за мамой или папой везде;
  • в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;
  • проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой причины;
  • капризничают;
  • рисуют картинки в черных тонах, изображая различных чудовищ;
  • боятся изображение объекта страха;
  • проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).

При наличии указанных признаков лучше обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Как выявить причину детских страхов?

Необходимо поговорить с ребенком на тему его боязней. Например, сочинить сказку либо придумать нарисованную историю, в которой главным героем выступает он. В месте, где сюжет начинает трансформироваться в негативном направлении, следует попросить малыша переиначить смысл таким образом, чтобы ребенок в конце стал позитивным победителем.

Психология детских страхов по возрастам

В зависимости от возраста человека, детские страхи имеют свои особенности. До трех лет малыши познают основные навыки жизни, приходит осознание половых различий, деление людей на своих и чужих. В этот отрезок времени семья является для маленького гражданина надежным убежищем, при условии отсутствия конфликтов. В психологически здоровой «ячейке общества» малыш быстро забывает боязнь рождения.

Детские страхи в этом возрасте аналогичны маминым стрессам. В 2–3 года ребенок иногда испытывает испуг или ревность при рождении братика либо сестрички. Дите боится ухода родителей, самостоятельного отхода ко сну, резких звуков, незнакомых людей, падения при первых шагах. Некоторые страхи являются прямой проекцией боязней взрослых.

Как оградить от детских страхов? Не стоит выяснять с супругом отношения в присутствии малыша, считая, что он ничего не понимает. Ребенок моментально считывает напряжение в обстановке, реагируя плачем на поведенческое изменение родителей. При грудном вскармливании следует свести к минимуму возможные ссоры с членами семьи, поскольку переживания передаются с молоком матери. Здоровая атмосфера дает возможность крохе обрести уверенность и найти свою личностную позицию.

При рождении второго ребенка тревожность можно преодолеть, переключив внимание на заботу о младшем. Чем дольше мама с малышом в контакте на этом этапе, тем лучше. Полезным станет приучение чада к самостоятельности. Сказки на ночь следует подбирать аккуратно, избегая «страшилок» и печальных историй.

От 3-х до 5-ти лет

Маленький человек в этом возрасте максимально чувствителен и эмоционален. Сфера познания намного расширяется, что служит плодородной почвой для появления детских страхов. Происходит процесс сближения с родителями и другими детьми. Дружба с новыми товарищами может продлиться всего пару дней, приходит осознание социума, того, что есть не только «Я», но и «Мы». Активно развивается воображение, малыш пытается подражать персонажам любимых сказочных героев.Часто наблюдается раздражительность, перепады настроения, обидчивость. Иногда родителям предъявляются требования постоянного нахождения рядом.

Одним из характерных детских страхов 3–5-летнего возраста считается боязнь того, что его разлюбят. Заметно проявляется испуг одиночества, ребенку надо уделять больше времени. Нередко возникают фобии закрытого пространства, наказания.

Лучшей защитой от страха станет достойный пример, открытое проявление любви как к ребенку, так и к супругу (ге). Поцелуи, обнимание, поглаживание — максимально важно. Не стоит говорить фраз о том, что вы сейчас не любите свое чадо, так как оно себя плохо вело. Это может отложиться в памяти на долгое время.

5–7 лет

Дети определяют в окружающих хороших и плохих людей. К первой категории они относят тех, кто проявляет доброту, улыбается. Плохими считают тех, кто злится, приносит неприятные ощущения (например, врачи). В этом возрасте нередко проявляется мнительность и тревожность.

Детские страхи в 5–7 лет:

  • боязнь своей или родительской смерти;
  • кошмарные сны (ночные истерики);
  • страх перед уколами, укусами, высотой, темнотой;
  • тревожность по отношению к потустороннему, наказанию от родителей;
  • испуг перед будущим.

Мальчикам важен пример авторитетного папы, поскольку начинается формирование мужских качеств. Девочки побаиваются отцов, которые повышают голос, проявляется боязнь скандалов, разлуки, потери домашних животных.

Уберечь от детских страхов можно при помощи убеждения ребенка в безопасности, с приведением доказательств, что окружающий мир нестрашен. Главное, не травмировать психику угрозами и криком, разговаривать ровно, спокойно, объяснять, что плохие слова, проскакивающие в его речи, неприемлемы. Гиперчувствительным детям необходимо читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

От 7-ми до 11-ти лет

Школьники уже не ведут себя эгоистично, начинают осознавать, что социум требует обоюдного контакта между сверстниками, учителями. Развивается дисциплинированность и чувство долга.

К детским страхам этого возраста по-прежнему относится боязнь смерти, переживание за родителей. Проявляется испуг перед нападением чужих людей, плохими отметками, пожарами, ограблениями. Фобии становятся конкретными, но не такими сильными, поскольку школа забирает большую часть внимания. Не исключено развитие чувства вины, особенно, если ребенок отличается от других.

Предостерегают страхи при помощи воспитания в сыне или дочери уверенности. Прислушивайтесь к отпрыску, не настаивайте на дружбе с теми, кто ему неинтересен. Он должен четко понимать, что его ждут дома, вне зависимости от того, всегда ли все получается так, как надо. Хвалите за ответственность и помощь, пусть даже она незначительна.

Возраст 11–16 лет

Это сам нелегкий период взросления. У подростков меняется мировоззрение, появляются собственные принципы. Иногда трансформация наступает так резко, что родители чувствуют потерю контроля над ситуацией. Человек начинает настраивать межличностное общение, приоритетом становится самооценка.

К страхам у детей этого возраста относится непонимание, они ощущают себя двойственно. Подростку хочется слиться с общим коллективом, при этом не распылить индивидуальность. Еще одна распространенная боязнь изменения внешности. Девочки эмоциональнее мальчиков, обострение тревожности наступает в 15 лет. Оно сопровождается испугом перед порицанием и позором, может трансформироваться в фобии.

Читать еще:  Умственная отсталость у детей

Для предотвращения расстройств необходимо повышать самооценку ребенка, оценивать его достойные поступки. Девочек нужно убеждать в их привлекательности, парней — в своем доверии. Важно найти оптимальную грань между возбудимостью и агрессией подростка, понимая, что он является отображением родителей.

Синдром страха школьников

Этот вид боязни выделяют в отдельную категорию. Она может появиться с началом школьной жизни, если ребенку сложно пережить разлуку с родителями. Это бывает связано с тем, что взрослый сам не в восторге был от школы, негативно о ней отзывался. Решение учебных задач вместо школьника приводит к потере ответственности за собственные поступки.

Проще справиться со страхом детей, которым с детства прививали некую самостоятельность. Проблемы одиночества проще переживаются в школе теми учениками, которые воспитывались в детском саду. Постепенно ребенок пытается подстроиться под окружающих.

Диагностика страхов у детей

Боязни в детском возрасте становятся основной причиной обращения к психологам и психотерапевтам. При диагностике детских страхов проводят клиническое собеседование. После налаживания контактов со специалистом, ребята не скрывают своих тревог. Для фиксации степени интенсивности расстройства применяют техники психодиагностики:

  1. Опросники, специально созданные для исследования детских фобий. Школьникам начальных классов вопросы задают с глазу на глаз. Подростки самостоятельно заполняют бланки тестов. Литературу подбирают с учетом возраста клиента.
  2. Проективные способы. Сюда входят рисованные тесты, сказки, методики своеобразного представления ситуаций, позволяя подобрать механизмы взаимодействия между ребенком и специалистом.

Лечение детских страхов

Оказание помощи страдающим от детских боязней основано на воссоздании уютной домашней атмосферы. Также применяются психотерапевтические техники. Они дают возможность проработать и осознать эмоциональный негатив.

Консультации семейного типа ориентированы на выявление причин детских страхов, выяснения особенностей отношений внутри семьи. Затем даются рекомендации по проведению дальнейшего лечения.

Психотерапевтические занятия проводятся персонально. Сначала обсуждаются боязни, затем они прорабатываются. Одним из популярных способов является сказкотерапия или техника с применением творческих возможностей ребенка.

Медикаментозное лечение фобий у детей включает в себя прием препаратов седативного и анксиолитинового плана. Терапия рекомендована при обострениях, методика лечения корректируется индивидуально.

Гипнотерапия — один из самых эффективных методов избавления от страхов детства. Подробнее о применяемых техниках узнайте на этом канале.

Советы психолога

Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.

Детские страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

  • Причины детских страхов
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы детских страхов
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение детских страхов
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Ссылка на основную публикацию