Астенический синдром у ребенка

Астенический синдром

Астенический синдром (астения, астеническая реакция, астеническое состояние, синдром хронической усталости) – это патологическое состояние, при котором больной испытывает постоянную усталость, не исчезающую после отдыха и постепенно приводящую к снижению умственной и физической работоспособности.

Астенический синдром относится к неспецифическим проявлениям многих патологических процессов, при этом он может предшествовать другому заболеванию, сопровождать его или же сопровождать период выздоровления.

В последние годы специалистами отмечается возрастание частоты астенического синдрома, в том числе по причине его связи с психоэмоциональным перенапряжением, свойственным жителям больших городов. Астенический синдром регистрируется у людей разных возрастных групп, наиболее часто наблюдается у пациентов в 20–40 лет. В большей степени ему подвержены женщины.

Основными отличительными особенностями астенического синдрома в сравнении с обычной усталостью, которая вызвана физическим и/или психическим перенапряжением, нерациональным режимом дня, сменой климатических условий и/или часового пояса, является постепенное нарастание симптоматики, длительное течение и необходимость медицинской коррекции данного состояния.

Причины и факторы риска

Основными причинами возникновения астенического синдрома считаются расстройства метаболизма, недостаточное поступление питательных веществ, а также чрезмерное расходование энергии, что может происходить на фоне любых факторов, вызывающих истощение организма.

К факторам риска относят генетическую предрасположенность, частые стрессы, психоэмоциональные расстройства, неблагоприятные жизненные обстоятельства, несбалансированное питание. Кроме того, астенический синдром входит в клиническую картину многих патологических процессов, в частности:

  • заболевания пищеварительного тракта (острый и хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, энтероколит):
  • инфекционные болезни (острые респираторные вирусные инфекции, грипп, вирусный гепатит, туберкулез, пищевые токсикоинфекции и т. д.);
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • болезни крови;
  • эндокринные расстройства;
  • органические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, демиелинизирующие заболевания, нарушение мозгового кровообращения);
  • восстановительный период после перенесенных травм, операций, родов, тяжелых заболеваний.

Развитию астенического синдрома у детей может способствовать дискомфортная обстановка в семье, психологическое давление со стороны других детей и прочие неблагоприятные факторы непосредственного окружения ребенка.

Кроме того, астенический синдром часто диагностируется у лиц, которые проживают в экологически неблагоприятной местности (высокий уровень загрязнения окружающей среды, повышенный радиационный фон и т. д.).

Астенический синдром регистрируется у людей разных возрастных групп, наиболее часто наблюдается у пациентов в 20–40 лет. В большей степени ему подвержены женщины.

Формы заболевания

Различают астенический синдром органический (связанный с соматической патологией) и функциональный (являющийся реакцией организма на чрезмерные психические или физические нагрузки, стрессовые ситуации и пр.).

В зависимости от этиологического фактора, который обусловил развитие астенического синдрома, выделяют такие его основные формы:

  • соматогенная;
  • посттравматическая;
  • постинфекционная;
  • послеродовая.

В зависимости от особенностей клинической картины выделяют следующие формы астенического синдрома:

  • гипостеническая – сопровождается снижением восприимчивости к внешним раздражителям;
  • гиперстеническая – сопровождается повышенной восприимчивостью к внешним раздражителям.

В зависимости от продолжительности астенического синдрома его классифицируют как острый и хронический.

Симптомы астенического синдрома

Клиническая картина астенического синдрома зависит от этиологического фактора, который обусловил его развитие, а также от индивидуальных особенностей пациента.

Быстрая утомляемость, один из основных признаков астенического синдрома, сопровождается снижением продуктивности труда, особенно при интеллектуальных видах деятельности, забывчивостью, снижением внимания, раздражительностью, быстрой сменой настроения, напряженностью и беспокойством. Больные легко теряют самообладание, возникает тревожность, подавленность, пессимистическое настроение, периодические депрессии, нетерпимость и раздражительность по отношению к окружающим людям. Также пациентам бывает трудно сосредоточиться, подобрать подходящие слова. После кратковременного отдыха состояние больных не улучшается.

В клинической картине астенического синдрома часто присутствуют вегетативные нарушения: тахикардия, дискомфорт и болевые ощущения в области сердца, колебания уровня кровяного давления, гиперемия или бледность кожных покровов, ощущение жара или зябкость при нормальной температуре тела, повышенная потливость (локальная или генерализованная). Нередко пациенты предъявляют жалобы на диспептические расстройства (боли в животе, снижение аппетита, спастические запоры), тяжесть и боль в голове, снижение либидо.

Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, тревожными сновидениями, пробуждениями посреди ночи, после чего бывает трудно заснуть, а также ранним пробуждением. После сна больной не чувствует себя отдохнувшим, а по мере прогрессирования патологического процесса появляется сонливость в дневное время, усиливающаяся на фоне психических и физических нагрузок. Иногда пациентам кажется, что они практически не спят ночью, однако на самом деле это не так.

Обычно симптомы астенического синдрома усиливаются во второй половине дня, утром общее состояние пациента может быть удовлетворительным.

При астеническом синдроме часто отмечается диффузная боль в мышцах, чаще всего она имеет ноющий или тянущий характер и является практически постоянной, нередко появляется мышечная слабость. Может возникать боль в крупных суставах. Иногда отмечается увеличение лимфатических узлов и болевые ощущения в них.

У лиц молодого возраста нередко есть указание на частые простудные заболевания в анамнезе, а также хронический тонзиллит – в анамнезе или на момент обращения к врачу по поводу астении. Санация небных миндалин при этом не имеет положительного эффекта, даже после нее у больных сохраняется слабость и субфебрильная температура тела.

В ряде случаев у пациентов с астеническим синдромом происходит существенное снижение массы тела, сопровождающееся снижением тургора кожных покровов.

Астенический синдром у детей обычно сопровождается вялостью, а также изменениями поведения (раздражительность, обидчивость, нерешительность, боязливость и застенчивость) и эмоциональной лабильностью.

Диагностика

В ходе диагностики астенического синдрома в первую очередь проводят сбор жалоб и анамнеза пациента. При этом необходимо установить соответствие или несоответствие объективных и субъективных признаков заболевания, определить особенности ночного сна, проследить поведение больного во время проведения обследования, его приверженность терапии. В анамнезе следует искать причины, которые могли бы послужить объяснением наличия астенического синдрома (наличие нарушений обмена веществ, злокачественных новообразований, проведение радио- и/или химиотерапии, иммунодефицитные состояния, злоупотребление спиртными напитками, наркотическая зависимость и т. д.).

Поскольку астенический синдром не является самостоятельным заболеванием, в ходе обследования по его поводу необходимо направлять усилия на обнаружение той патологии, которая его вызвала. С этой целью проводят лабораторное и инструментальное обследование.

Астенический синдром относится к неспецифическим проявлениям многих патологических процессов, при этом он может предшествовать другому заболеванию, сопровождать его или же сопровождать период выздоровления.

Лабораторное обследование включает: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, копрограмму. Определение возможного инфекционного возбудителя проводится культуральным методом, а также при помощи полимеразной цепной реакции. При необходимости проводится иммунодиагностика, позволяющая обнаружить снижение клеточного иммунитета по внутрикожным пробам с инфекционными антигенами, снижение количества Т-лимфоцитов и их пролиферативной активности, нарушение соотношения иммунорегуляторного индекса, снижение функции NK-клеток (натуральных киллеров). В ряде случаев для уточнения диагноза может потребоваться проведение дополнительных анализов.

Инструментальная диагностика: УЗИ органов брюшной полости, ЭКГ, гастроскопия, дуоденальное зондирование, рентгенологическое исследование органов грудной клетки, магниторезонансная и компьютерная томография и т. д.

Дифференциальная диагностика проводится с ипохондрическим или депрессивным неврозом, а также с гиперсомнией.

Лечение астенического синдрома

Лечение астенического синдрома в первую очередь требует терапии основной патологии и зависит от течения основного заболевания. Важным условием является модификация образа жизни: адекватная организация работы и отдыха, восстановление сна, регулярная умеренная физическая нагрузка, прогулки на свежем воздухе. Необходимо свести к минимуму воздействие на организм неблагоприятных факторов, нормализовать обстановку дома и на работе и/или в учебном заведении. Показаны санаторно-курортное лечение, туристические поездки. Диета подбирается в зависимости от основного заболевания.

Показано назначение общеукрепляющих препаратов и витаминных комплексов, при необходимости медикаментозная терапия астенического синдрома включает ноотропные средства, антидепрессантов, седативные препараты, стимулирующие нейролептики, психостимуляторы. В ряде случаев положительный эффект оказывают препараты растительного происхождения, обладающие иммуностимулирующим и тонизирующим действием (китайский лимонник, женьшень, корень солодки, эхинацея пурпурная, элеутерококк, родиола розовая и пр.).

Наблюдаются случаи спонтанного излечения пациентов с астеническим синдромом, однако обычно они связаны с улучшением уровня жизни, условий труда, переездом в экологически благоприятный регион, длительным отдыхом и правильным питанием.

Возможные осложнения и последствия

При отсутствии адекватного лечения астенический синдром может сохраняться длительно, усугубляя состояние больного. Осложнения астенического синдрома трудно предсказуемы. Известны случаи, когда у пациентов на фоне данного состояния развивались неврастения, депрессия, и даже шизофрения.

В последние годы специалистами отмечается возрастание частоты астенического синдрома, в том числе по причине его связи с психоэмоциональным перенапряжением, свойственным жителям больших городов.

Прогноз

Прогноз во многом зависит от правильности подобранного лечения заболевания, на фоне которого возникла данная патология. При излечении пациента признаки астенического синдрома, как правило, исчезают. При продолжительной ремиссии хронического заболевания признаки астении также значительно уменьшаются вплоть до полного исчезновения (впрочем, при обострении может наступить рецидив).

Профилактика

В целях профилактики развития астенического синдрома рекомендуется:

  • своевременное и адекватное лечение заболеваний, на фоне которых может развиться астенический синдром;
  • избегание стрессовых ситуаций, выработка стрессоустойчивости;
  • избегание физических и психических перегрузок;
  • рациональный режим труда и отдыха;
  • достаточная физическая активность;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных привычек.

Видео с YouTube по теме статьи:

Как воспитывать ребенка-астеника: 12 подсказок родителям.

Ребенок-астеник робок, нерешителен, стремится к уединению, доброжелателен к людям, но требователен к себе. У него богатый внутренний мир, в котором он ищет спасения от невзгод во внешнем мире, и острый ум. Кожа тонкая и бледная, мышцы слабые. Портал www.interfax.by вместе с детским психологом Людмилой Овсяник составил для своих читателей рекомендации по воспитанию детей с астеническим характером.

1. Без устали демонстрировать свою любовь к ребенку. Мучительные сомнения в том, любят ли его родители, достоин ли он их любви, делают жизнь ребенка-астеника невыносимой. Поэтому взрослым необходимо использовать любую возможность словесно или с помощью прикосновений, взгляда, интонации, мимики сообщить ребенку: «Я люблю тебя», «Какое счастье, что ты есть!», «Моя любовь всегда с тобой».

2. Постоянно повышать самооценку. У астеника слабо развито чувство самоценности, поэтому ребенка необходимо хвалить как можно чаще – испортить астеника похвалой невозможно. Важно, чтобы родители несколько раз в течение дня выражали сыну или дочери свое одобрение и поддержку. А для того чтобы не приходилось мучительно выискивать повод для похвалы, взрослым следует регулярно создавать для ребенка ситуации успеха, позволять ему проявлять самостоятельность.

3. Гармонизировать отношения в семье. Ссоры и конфликты между близкими заставляют ребенка-астеника глубоко страдать, он может считать себя виноватым и часто «уходит» в болезнь, чтобы сплотить родителей, переключить их внимание на себя. А вот когда в семье царят по-настоящему теплые и дружественные отношения, ребенок редко жалуется на плохое самочувствие.

Читать еще:  Эхолалия у детей

4. Поощрять общение со сверстниками. Часто ребенок-астеник предпочитает общаться со взрослыми и детьми, которые младше его, – в их компании он чувствует себя более уверенно, способен раскрепоститься. С посторонними, как правило, ведет себя скованно и неестественно – и ничего не может поделать с собой. Коммуникационные барьеры возникают у астеника в результате зашкаливающей самокритики, комплекса неполноценности, недостаточности навыков общения. Устранить их у ребенка чрезвычайно важно до наступления переходного возраста – для того чтобы он, став подростком, смог найти свое место в сообществе сверстников. Поэтому взрослые должны быть в курсе, есть ли у ребенка друзья в школе, регулярно ли он общается с ними непосредственно, по телефону и в социальных сетях, с охотой ли участвует в школьных мероприятиях, скучает ли по одноклассникам в период каникул.

5. Учить справляться с обидами. Для астеника нет ничего проще, чем обидеться. Поэтому взрослым при общении с такими детьми полезно практиковать метод активного слушания, описанный Юлией Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?». Подражая родителям, маленькие астеники приобретут очень ценное умение – разбираться в своих чувствах и переживаниях, а также научатся говорить о них окружающим. Благодаря этому дети смогут предупреждать и с легкостью отпускать свои обиды.

6. Учить способам избавления от страхов. Разнообразные страхи – постоянные спутники астеников. По наблюдениям психолога с 15-летним стажем Людмилы Овсяник, такие дети чаще всего боятся оставаться дома в одиночестве, оказываться без матери в незнакомой обстановке. Их родителям важно быть уверенными в себе, излучать бесстрашие. Освободить ребенка от страхов помогут приемы сказкотерапии (взрослый рассказывает историю, в которой главный герой, с таким же именем, как у ребенка, успешно преодолевает свой страх) и арт-терапии (ребенок рисует или лепит свой страх, а затем либо расправляется с ним, либо делает смешным, дорисовывая бантики, наряжая в нелепые наряды, делая забавные прически и т.п. – когда смешно, тогда не страшно).

7. Учить приемам расслабления. Быстро утомляемый и чрезвычайно впечатлительный ребенок-астеник должен уметь восстанавливать силы и снимать напряжение после физических, психических и интеллектуальных нагрузок. Этому способствуют неспешные прогулки, свободные занятия рисованием, лепкой, игры с песком, с водой. А также тактильный контакт со взрослыми (объятия, покачивания на руках), спокойная музыка, специальные дыхательные упражнения, психогимнастика.

8. Учить быть снисходительным к своему несовершенству. Ребенок-астеник не просто преувеличивает свои недостатки и расстраивается из-за неудач и промахов – из-за них он грызет себя поедом и часто пребывает в уверенности, что никчемнее его нет никого на всем белом свете. Родителям следует убеждать ребенка: он имеет право быть неидеальным. Важно обращать его внимание на то, что окружающие тоже могут быть несовершенны – и это нисколько не умаляет их достоинств. Почему это необходимо? Если астеник начнет воспринимать свои ошибки и заблуждения как способ приобрести ценный опыт, будет относиться к ним как к возможности научиться чему-то новому и полезному, это позволит ему стать эффективным и, главное, счастливым человеком.

9. Развивать ответственность и самостоятельность. Склонность к сомнениям и колебаниям является причиной того, что астеник с готовностью отказывается от права быть хозяином своей жизни. Ему удобнее подчиняться чужим решениям, чем принимать свои. Такая позиция ставит человека в зависимое, порой опасное положение: недобросовестные окружающие без зазрения совести могут манипулировать им и использовать в корыстных целях. Поэтому очень важно, чтобы родители удерживались от гиперопеки, приветствовали и поддерживали стремление ребенка обходиться без содействия взрослых, с ранних лет поручали ему посильную работу по дому. Психолог Людмила Овсяник подчеркивает: «Все, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам, без посторонней помощи. Поручая ребенку какую-то домашнюю обязанность, позвольте ему нести полную ответственность за все, что он делает. Например, сын подмел пол, но вам не понравился результат. Не пытайтесь исправить его работу, хватаясь за веник и размахивая им направо и налево! Подобными действиями вы ничему не научите ребенка. Лучше еще раз объясните сыну, при каких условиях порученное ему дело будет считаться хорошо выполненным, и предоставьте ребенку возможность самому устранить допущенные им оплошности».

10. Развивать наблюдательность. Мир грез и фантазий может стать пристанищем ранимого и чувствительного астеника, потому что внешняя реальность часто кажется ему небезопасной и недружелюбной. Для того чтобы пробудить у ребенка доверие к окружающему миру, родителям следует: во-первых, определить круг интересов сына или дочери (природа, животные, искусство, прикладное творчество, люди и др.). Во-вторых – проявлять изобретательность в том, чтобы, исходя из увлечений ребенка, постоянно стимулировать у него пытливость, стремление к исследованиям, внимательность к деталям.

11. Следить за соблюдением режима дня. Размеренный ритм жизни имеет огромное значение для ребенка-астеника, который быстро устает, волнуется по пустякам, нередко страдает из-за проблем с желудочно-кишечным трактом. Благодаря режиму дня ребенок сможет быстрее восстанавливать силы после напряженной работы; уровень тревожности у него будет снижаться, потому что жизнь станет более предсказуемой; полноценный рацион и принятие пищи в определенные часы предупредят развитие гастрита и язвенной болезни.

При составлении режима дня для школьника важно предусмотреть, чтобы:

  • утром у ребенка была возможность сделать зарядку, неспешно позавтракать, без суеты и опасений опоздать в школу выйти из дома;
  • после возвращения из школы ребенок, пообедав, мог отдохнуть, расслабиться (лучше всего, если это будут прогулки или игры на открытом воздухе), при желании – поспать;
  • ребенок садился за уроки не ранее 16 часов (с 16 до 18 часов возрастает мозговая активность);
  • период между ужином и ночным сном ребенок проводил спокойно;
  • ночной сон ребенка длился 9-11 часов (в зависимости от возраста).

12. Пробуждать интерес к спорту. Астеники не могут похвастаться отличным физическим здоровьем и устойчивой нервной системой, поэтому с раннего возраста их важно приобщать к физической культуре.«Проще всего это сделать родителям, которые сами дружны со спортом. Подросток будет подражать авторитетным сверстникам и взрослым – кумирам, – объясняет психолог Людмила Овсяник и продолжает: – Поскольку у астеников от природы слабые мышцы, им прежде всего следует уделять внимание силовым тренировкам. Плавание полезно для увеличения объема грудной клетки (у астеников она недостаточно развита) и укрепления ее мышц. А небольшой вес и высокий рост позволяют людям с астеническим телосложением проявлять себя в таких видах спорта, как бег, баскетбол, волейбол, прыжки с шестом».

Астенический синдром у детей

На самом деле понятие астенический синдром или астеническое состояние имеет множество других названий, которые дают медики при некоторых симптомах. Другим словами астеническое состояние у ребенка можно назвать неврозом или нервной слабостью. Существует очень много причин, по которым ваш ребенок может получить нервное и моральное истощение, поэтому очень важно чтобы вы следили за его состоянием. Не в коем случае нельзя доводить ребенка до полной усталости, иначе это чревато серьезными последствиями.

Астеническое состояние

Главными признаками астенического состояния у ребенка является общая сильная слабость, повышенная утомляемость, неспособность концентрироваться на каких-то задачах.

К причинам возникновения астенического синдрома у детей можно отнести следующие:

  1. Нервное и морально-психологическое истощения. Если ваш ребенок сильно переутомляется в дошкольном учреждении или в школе, если он загружен каким-то дополнительными секциями или занятиями. Очень важно, чтобы у вашего ребенка было время на полноценный отдых. Пусть время от времени он занимается своим любимым делом, играет в различные игры, гуляет с друзьями.
  2. Перенесенные инфекционные, неврологические, эндокринные заболевания, которые вызывают сбой в организме и меняют гормональный фон.
  3. Неправильный режим сна, постоянные физические и умственный нагрузки
    После перенесения сильного стресса
    Прием некоторых медицинских препаратов, которые направлены на угнетение нервной системы.
  4. Вирусные инфекции, Которые сильно ослабляют иммунную систему ребенка (вирус эппштен-Барра, Цитомегаловирус, вирусы герпесов и другие). Часто после перенесения этих заболеваний у детей развивается синдром хронической усталости.
  5. Нехватка кислорода, который поступает в мозг.

Лечение

Конечно же все родители задаются вопросом как поставить своего ребенка на ноги и какое есть лечение астенического синдрома. Как уже говорилось, что чаще всего астеническое состояние у ребенка является следствием какой-то перенесенной болезни, стресса или больших физических и моральных нагрузок. Поэтому первое, что вам необходимо будет сделать, так это сменить обстановку ребенку. Если он перенес стресс, то необходимо развлечь и помочь преодолеть все трудности. Если хроническая усталость вызвана заболеваниями, то надо лечить первоисточник и укреплять иммунитет различными способами.

Если самостоятельно не удается справиться с таким состоянием вашего ребенка, то необходимо обратиться к педиатру и психологу. Не следует заниматься самолечением.

Квалифицированные врачи проведут осмотр, сделают все необходимые исследования и назначат соответствующее лечение. Оно может включать в себя прием каких-то лекарственных препаратов, витамином или иммуномодулирующих средств.

Симптомы

К основным симптомам астенического синдрома у ребенка относятся следующие:

  • жалобы на постоянное недомогание, усталость, слабость;
  • плохой сон, аппетит и не желание что-либо делать. Ребенок может отказываться даже от любимых занятий;
  • переодические головные боли;
  • ломота в теле, боли в мышцах и суставах;
  • головокружение;
  • невозможность сосредоточиться на чем-то серьезном, нарушение памяти и внимания.

Если у вашего ребенка есть три или больше из вышеперечисленных симптомов, то не откладывайте с визитом к врачу и ищите причину возникновения астенического состояния.

Что это такое

Астенический синдром у детей возникает достаточно часто, особенно если у ребенка ослабленный иммунитет. Также дети, которые по своей природе ранимы и чувствительны, все принимают близко к сердцу очень подвержены морально-психологическому и нервному истощению. Однако, к сожалению, конкретного и точного лечения нет. Поэтому всегда важно искать причину появления такого состояния у малыша. Чтобы избежать появление астенического синдрома у вашего ребенка старайтесь проводить с ним больше времени, интересоваться его делами в учебе и в жизни. Также надо давать больше отдыхать и заниматься любимыми делами. Включите в рацион ребенка побольше свежих овощей и фруктов, сезонной давайте ему пропить курс поливитаминов и минеральных веществ.

Читать еще:  Задержка развития речи (ЗРР) у детей

Надеемся, что после прочтения данной статьи вы разобрались и получили полную информацию о том что такое астенический синдром у детей.

Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читать еще:  Последствия пневмонии у детей

Список литературы находится в редакции.

Чем отличается астенический синдром у детей от взрослых: лечение заболевания

Астенический синдром у детей — достаточно коварное состояние. При всей, на первый взгляд, безобидности и даже банальности — отсутствие лечебной терапии может привести ребёнка к тяжёлым нервным срывам, психозам и полной социальной дезадаптации.

Достаточно часто астенический синдром (АС) ошибочно сравнивают с синдромом хронической усталости. У них очень схожи симптомы, но причины АС не ограничены лишь психотравмами, как при синдроме хронической усталости. Причиной АС у ребёнка может быть органическое поражение головного мозга, черепно-мозговая травма, хроническое отравление токсинами, патологии сосудов, онкология, гиповитаминоз, болезни ЖКТ и другие соматические заболевания, которые тоже истощают нервную систему.

Проявления

Как правило, какой бы ни была первопричина, признаки АС у детей проявляются одинаково:

  • ребёнок постоянно в нервозном состоянии, замкнут;
  • тяжело идёт на контакт с незнакомыми людьми;
  • систематически испытывает трудности с концентрацией внимания и усвоением новой информации;
  • при громких звуках жалуется на головную боль;
  • частые головокружения, повышенная потливость;
  • пониженный аппетит;
  • тахикардия;
  • постоянная общая слабость, из-за которой может отказываться даже от любимых игр.

СПРАВКА! Многие родители настойчиво не придают значения ряду симптомов АС, ссылаясь на особенности характера или темперамента ребёнка. Если среди этих признаков есть 2 или 3, которые совпали с симптомами вашего ребёнка, посетите детского невролога в ближайшее время.

Симптомы АС у грудничков

Если у новорождённого нет ни органических поражений головного мозга, ни каких-либо других серьёзных первопричин, медики рассматривают астению младенцев как наследственный фактор. Один из самых очевидных симптомов астенического синдрома у грудничков — нарушения сна. Ребёнок может плакать часами и засыпать с огромным трудом. Долгие укладывания, укачивания на руках или в коляске только усугубляют ситуацию. В таких случаях малыша нужно просто уложить в кровать и выйти из комнаты.

В остальном симптоматика выглядит следующим образом:

  1. Во время кормления ребёнок делает несколько глотков и отказывается от еды. Складывается впечатление, что у него нет сил даже взять соску и делать глотательные движения. При этом не засыпает, а плачет и постанывает.
  2. Несмотря на правильное дозированное кормление (или даже при перекармливании), не набирает вес.
  3. Кровоточит пуповина.
  4. Происходят спонтанные подёргивания и движения конечностями.
  5. Во рту накапливается слизь, которую ребенок даже не сплёвывает при помощи кашля.
  6. Страдает от регулярных запоров. Ребёнок настолько слаб, что ему не хватает сил даже выделять каловые массы.
  7. Желтушный цвет лица.
  8. Общее состояние систематически ухудшается со второй половины дня и до 20-00, а также к полуночи.
  9. Ребёнок долго и беспричинно плачет.
  10. Испуганно реагирует на любые звуки.

Убирать симптомы астении в грудном возрасте медикаментами неприемлемо. Поэтому всё, что можно использовать в качестве лечебной терапии на этом этапе, — гимнастика в воде, массаж всех мышечных групп и грамотно организованный режим дня.

АС у ребёнка после ОРВИ

Вялость, общая слабость и апатия — достаточно закономерные явления после ОРВИ у склонного к астении ребёнка. В борьбе с инфекцией организм растратил максимум своей резервной энергии, и в ближайшее время её придётся восполнять.
Что конкретно может спровоцировать АС:

  • побочные действия медикаментов;
  • значительная потеря жидкости;
  • интоксикация организма распадами вирусов;
  • острый дефицит витаминов.

О начале астенического синдрома у ребёнка после болезни говорят головные боли, нарушение сна, сложности с концентрацией внимания, повышенная раздражительность и постоянная слабость.

Что с этим делать? Практически всегда достаточно просто подкорректировать рацион питания и режим дня. Следите, чтобы пища для ребёнка была максимально витаминизирована и лёгкая для ЖКТ.

В качестве питья предлагайте травяные чаи, натуральные соки, настои, богатые витамином С (клюква, малина, шиповник), минеральную воду без газа. В дополнение желательно пропить витаминно-минеральные комплексы в таблетках.

Увеличьте продолжительность прогулок на свежем воздухе, придумайте вместе комплекс физических упражнений, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. И если нет строгих противопоказаний, запишите ребёнка на плавание или постепенно вводите закаливающие процедуры.

Медикаментозное лечение


Если невролог считает необходимым назначение ребёнку медикаментозных препаратов, в терапию входят:

  1. Для активной мозговой деятельности — ноотропы: Ноотропил, Аминалон.
  2. Успокаивающие средства для снятия раздражительности — валериана, пустырник, Ново-Пассит.
  3. В особо тяжёлых случаях — антидепрессанты и транквилизаторы.
  4. При острых проявлениях психоза — нейролептики.
  5. Для укрепления всего организма — комплексы мультивитаминов.
  6. Чтобы увеличить запас энергии и общую активность нужны адаптогены: китайский лимонник, корень женьшеня.

Рекомендации по питанию

Набор продуктов для ребёнка с астеническим синдромом подбирается особенно тщательно. Протеины, минералы, витамины и аминокислоты всегда незаменимы для организма, а тем более при астении. Полноценную работу мозга стимулируют аминокислоты, которые содержат:

  • морепродукты, рыба, говядина, мясо и печень птицы;
  • молочные и кисломолочные продукты;
  • куриные яйца;
  • злаки, гречка, рис;
  • кунжутные и тыквенные семечки, соя, арахис и миндаль;
  • свежий шпинат и петрушка;
  • авокадо, бананы, свёкла.

Источники триптофана поддерживают стабильность в выработке серотонина и отвечают за хорошее настроение — бананы, твёрдые сыры, мясо индейки, цельнозерновой хлеб.

Сохраняют баланс глюкозы:

Следите за питанием ребёнка

  • малина, черешня, арбуз, виноград;
  • тыква, картофель, морковь и белокочанная капуста;
  • злаки и зерновые культуры.

Общий тонус повышают витаминизированные и травяные чаи, напитки из золотого корня, китайского лимонника, корня женьшеня и розовой радиолы.

Обратите внимание, что может явно вредить и мешать процессу выздоровления:

  1. Напитки, продукты и препараты с кофеином. Традиционные чай и кофе полностью замените фруктовыми, овощными соками и травяными чаями.
  2. Обезжиренная еда.
  3. Соленья, варенье и любые консервы.
  4. Промышленные сладости, фаст-фуд, газированная вода, ненатуральные пакетированные соки.

ВНИМАНИЕ! Устраняя проблему астении, не забывайте об остальных патологиях, если они были диагностированы. И при составлении диетического рациона из рекомендованных продуктов — сначала исключите их потенциальный вред.

Советы родителям

Можно старательно выполнять все лечебные назначения невролога, правильно подбирать ребёнку диету, не пропускать ни один сеанс массажа, но так и не наблюдать ожидаемый результат. Астенический синдром — это невроз. Все неврозы возникают на фоне внутреннего конфликта и вечной тревоги у ребёнка. Атмосфера в семье может или способствовать выздоровлению, или совсем наоборот: астения будет только прогрессировать, если ваши методы воспитания идут вразрез с общепринятыми нормами.

  1. Хотите как можно скорее покончить с манипулирующими истериками? Прекратите делать ребёнка кумиром семьи.
  2. Гиперопека — та степень заботы, которая дополнительно только раздражает. Предоставьте ребёнку больше свободы действий. Ваше доверие существенно снимет лишний гипертонус.
  3. Неприятие ребёнка, недостаточное внимание — другая крайность. Ощущение ненужности сильно угнетает.
  4. Эмоциональные срывы на ребёнка, непредсказуемое поведение родителей создают огромное напряжение.
  5. Суровое воспитание никому никогда не шло на пользу. Будьте мягче.
  6. Поощрения, порицания и наказания используйте в разумных комбинациях.
  7. Забудьте о любых запугиваниях и угрозах.
  8. Перестаньте навязывать ребёнку какую-либо деятельность, которая ему не интересна (иностранные языки, занятия музыкой, бальные танцы и пр.).
  9. Ограничьте строгими временными рамками пользование компьютером, планшетом или другими гаджетами.

И самый важный совет: не ведите себя с ребёнком так, будто он тяжело болен. Не напоминайте постоянно, что ему надо лечиться. Астенический синдром — это не болезнь, а временное состояние. И всё придёт в норму, если не драматизировать или наоборот — пускать ситуацию на самотёк, а также следовать всем разумным рекомендациям.

Ссылка на основную публикацию