Массаж в детском саду

«Массаж, самомассаж – основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ» (информационно – практический материал для педагогов)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Массаж, самомассаж –

основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ»

(информационно – практический материал для педагогов)

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, нервной системы.

Массаж и самомассаж

Массаж (фр. тамаде) — система приемов дозированного меха­нического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лим­фы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ (гистамина, ацетилхолина и др.), стимулирующих адаптационно-трофическую функцию ЦНС.

Самомассаж — способ саморегуляции организма, один из при­емов регулирования кроветока. Детей учат выполнять поглажива­ющие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в напрвлении кроветока — от периферии к центру.

Виды массажа:

Массаж лица, носа, ушей, головы

Массаж рук и пальцев

Массаж БАЗ (биологически активных зон – точек)

Массаж шеи и шейных позвонков

Регулярный массаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга – у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь.

Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон). Массаж повышает защитные свойства организма. Происходит значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ.

Сохранять и укреплять здоровья детей, повышать функциональную деятельность коры головного мозга.

Закаливать организм детей.

Способствовать улучшению деятельности центральной нервной системы.

Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

Формировать у детей умения заботится о своём здоровье.

Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

Укрепление здоровья детей.

Овладения навыками оздоровления. Освоения детьми упражнений игрового массажа.

Повышение у детей физической работоспособности.

Формирование эмоциональной сферы детей, подвижности нервных процессов.

Рекомендации

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей к плечу и т.д.).

При массаже пальцев рук можно использовать следующие приёмы:

Вытягивание каждого пальца и надавливание на него.

Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый палец колечко.

Для того чтобы массаж детьми не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Проводить его в игровой форме в сочетании с другими формами оздоровления.

Самомассаж проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособно­сти и восстановления здоровья. Выполнять массаж следует вместе с педагогом и под его контролем.

Педагог должен использовать любую свободную минуту во бла­го ребенка. Предлагается использовать разнообразные упражнения для разных частей тела. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т.е. в каждую свободную минутку. Продолжитель­ность их невелика (всего 2-3 мин), а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы самомассаж сопровож­дался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.

Массаж обладает тонизирующим действием поэтому его нежелательно осуществлять перед дневным сном.

Практический материал

Массаж лица

Цель. Предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умения управлять мимикой, «лепить» красивое лицо.

1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она стала упругой.

2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по пять-шесть раз).

3. С усилием надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).

4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

Массаж рук

Цель. Воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

1 . «Мыть» кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.

3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.

4. Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; «смывать водичкой мыло»: од­ной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

Массаж головы

Цель. Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.

2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Совершает спиралевидные движения вальцами от висков к затылку.

4. «Догонялки». Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.

5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок»

Массаж: ушных раковин

Цель. Вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. Ребенок, сидя по-турецки, «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

1) поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;

2) ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);

3) нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»);

4) лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает семь-восемь вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);

5) с усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на растоянии 1-1,5 см.

Массаж ног

Цель. Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов.

1 . Ребенок, сидя по-турецки, подтягивает к себе стопу левой ноги, затем разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым. ». То же – с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, с силой растирает голени и бедра. Делает пассы поочередно над каждой ногой, сначала «надевая» воображаемый чулок, затем «снимая его и сбрасывая».

Массаж спины «Дождик»

Движения выполняются в направлении сверху вниз.

Дождик бегает по крыше —

Бом! Бом! Бом! Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.

По веселой звонкой крыше —

Бом! Бом! Бом! Постукивают пальчиками.

— Дома, дома посидите —

Бом! Бом! Бом! Легко постукивают кулачками.

Никуда не выходите —

Бом! Бом! Бом! Растирают ребрами ладоней («пилят»).

Бом! Бом! Бом! Кладут ладони на плечи ребе н ка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.

А уйду — тогда гуляйте.

Бом. Бом. Бом. Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.

Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.

Массаж бедра «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Легко, в ритме стихотворения постукивают пальчиками по бедрам.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал

Делают пилящие движения ребрами ладоней.

Поглаживают бедра ладошками.

Массаж тела «Грибной дождик»

Хлопают правой ладонью по левой.

Прыгайте в ладошки!

Так же хлопают по правой ладони.

Вымойте мне ножки!

Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжки вверх.

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Левой рукой стучат по правому плечу.

Подрасти и мне! Вытягивают обе руки вверх, выпрямляя спину.

Массаж пальцев «Умывалочка»

Оздоровительный тонизирующий эффект данного вида массажа связан с тем, что на кончиках пальцев находится множество биологически активных точек.

Знаем, знаем — да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

Поочередно массируют каждый палец.

Нет, не понемножку —

Будет умываться веселей!

Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.

Массаж лица «Воробей» (по китайской методике)

Этот массаж повышает функциональную деятельность головного мозга, помогает при головных болях.

Сел на ветку воробей

И качается на ней. Энергично растирают ладони и кисти рук.

Не охота улетать. Двумя ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх (не слишком надавливая).

Массаж рук «Умывалочка»

1. «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла.

2. Вытягиваем каждый пальчик.

3. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, радости.

4. Трем «мочалкой» руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и

Массаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Дети скребут ногтями по коленям.

Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их. Трут ладони друг о друга.

Массаж биологически активных зон «Неболейка» для профилактики простудных заболеваний

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

Указательными пальцами растирают крылья носа

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его

движениями в стороны — вместе.

«Вилку пальчиками сделай, Массируй уши ты умело.

Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами.

Знаем, знаем — да-да-да! —

Нам простуда не страшна! Потирают ладони друг о друга.

Массаж шейных позвонков Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует «солнышко», «морковку», «дерево».

1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений дозвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

Массаж тела «Лягушата»

Дети встают и выполняют движения, соответствующие тексту.

Лягушата встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Нас уже по ножкам.

И ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

«Ладошки»

Вот у нас игра, какая: Хлопки в ладоши.

Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

Мы пошлёпаем немножко.

А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке.

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам.

Даже щёчки мы побьём.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлопки над головой.

По коленкам – шлёп, шлёп! Хлопки по коленям.

По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине.

Хлопаем перед собой! Шлепки по груди.

Справа – можем! Поколачивание по груди справа, слева.

Читать еще:  Массаж при дцп у детей

И крест накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота! Спине, ногам.

Массаж «Лиса»

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась. Движения выполняются соответственно тексту.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала —

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота! Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.

А потом ладошкой

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса! Красуясь, выполнять полуобороты, корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

До чего же хороша!

Массаж тела «Мурочка – «Снегурочка»

Мурка шёрстку прилизала. Дети поочерёдно поглаживают руки от кисти к плечу(2р).

Новый бантик повязала. Мягко поглаживают шею сверху вниз (4р).

Мурочка нашла в лукошке. Трут ладошки друг о друга.

Рукавички. Показывают ладошки.

И сапожки. Поглаживают колени.

Улыбнулась Мурочка. Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо – влево.

– Я теперь – Снегурочка! Ставят руки на пояс и выпрямляют спинку.

Массаж, самомассаж в ДОУ.

«Массаж, самомассаж – основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ»

(информационно – практический материал для педагогов)

Составил: Воспитатель Мищенко Н.М.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здоровья им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс. В рамках программ по дошкольному воспитанию используются различные формы оздоровления: лечебная физкультура, элементы йоги, ритмическая и дыхательная гимнастика, релаксация, психогимнастика, зарядка для глаз, массаж и самомассаж и другие.

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, нервной системы.

История возникновения массажа

Массаж – это древнее искусство пришло к нам с востока.

Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи человека и его внутренними органами. На этом и основан массаж. Нажимая на определённую точку на коже, можно вызвать реакцию какого–либо органа. На теле человека 700 таких точек.

Древ­негреческий философ Анаксагор говорил: «Рука у каждого человека. таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Современные исследования физиологов подтвердили: нервные окончания рук, ног, ушных раковин, стоп широко связаны с корой больших полушарий.

Массаж и самомассаж

Массаж (фр. тамаде) — система приемов дозированного меха­нического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лим­фы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ (гистамина, ацетилхолина и др.), стимулирующих адаптационно-трофическую функцию ЦНС.

Самомассаж — способ саморегуляции организма, один из при­емов регулирования кроветока. Детей учат выполнять поглажива­ющие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в напрвлении кроветока — от периферии к центру.

Массаж лица, носа, ушей, головы

Массаж рук и пальцев

Массаж БАЗ (биологически активных зон – точек)

Массаж шеи и шейных позвонков

Регулярный массаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга – у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь.

Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон). Массаж повышает защитные свойства организма. Происходит значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ.

Сохранять и укреплять здоровья детей, повышать функциональную деятельность коры головного мозга.

Закаливать организм детей.

Способствовать улучшению деятельности центральной нервной системы.

Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

Формировать у детей умения заботится о своём здоровье.

  • Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.
  • Укрепление здоровья детей.

    Овладения навыками оздоровления. Освоения детьми упражнений игрового массажа.

    Повышение у детей физической работоспособности.

    Формирование эмоциональной сферы детей, подвижности нервных процессов.

    При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей к плечу и т.д.).

    При массаже пальцев рук можно использовать следующие приёмы:

    Вытягивание каждого пальца и надавливание на него.

    Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый палец колечко.

    Для того чтобы массаж детьми не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Проводить его в игровой форме в сочетании с другими формами оздоровления.

    Самомассаж проводится с целью повыше­ния функциональных возможностей организма, работоспособно­сти и восстановления здоровья. Выполнять массаж следует вместе с педагогом и под его контролем.

    Педагог должен использовать любую свободную минуту во бла­го ребенка. Предлагается использовать разнообразные упражнения для разных частей тела. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т.е. в каждую свободную минутку. Продолжитель­ность их невелика (всего 2-3 мин), а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы самомассаж сопровож­дался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.

    Массаж обладает тонизирующим действием поэтому его нежелательно осуществлять перед дневным сном.

    Цель. Предотвращать простудные забо­левания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умения управлять ми­микой, «лепить» красивое лицо.

    1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко по­стукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она стала упругой.

    2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращатель­ные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по пять-шесть раз).

    3 . С усилием надавжтая на кожу, рисует красивый нзпю бровей, затем щипками ле­пит густые брови (от переносицы к вис­кам).

    4. Мягко и нежно лепит глаза, надавли­вая на их уголки и расчесывая длинные пу­шистые реснички.

    5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от

    переносицы к носовым пазухам, подерги­вает себя за нос: представляет, какой кра­сивый нос Буратино у него получится.

    Цель. Воздействовать через биоактив­ные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

    1 . «Мыть» кисти рук, активно тереть ла­дошки до ощущения сильного тепла.

    2. Вытягивать каждый пальчик, надав­ливать на него.

    3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.

    4. Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и

    предплечья; «смывать водичкой мыло»: од­ной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

    Цель. Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

    1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.

    2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

    3. Совершает спиралевидные движения вальцами от висков к затылку.

    4. «Догонялки». Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.

    5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок»

    Массаж: ушных раковин

    Цель. Вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. Ребенок, сидя по-турецки, «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

    1) поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;

    2) ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);

    3) нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»);

    4) лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает семь-восемь вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);

    5) с усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на рас 1-1,5 см.

    Цель. Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов.

    1 . Ребенок, сидя по-турецки, подтягивает к себе стопу левой ноги, затем разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам., пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вы т ягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым. ». То же – с правой ногой.

    2. Поглаживает, пощипывает, с силой растирает голени и бедра. Делает пассы поочередно над каждой ногой, сначала «надевая» воображаемый чулок, затем «снимая его и сбрасывая».

    движения вокруг лица.

    Массаж спины «Дождик»

    Движения выполняются в направлении сверху вниз.

    Дождик бегает по крыше —

    Бом! Бом! Бом! Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.

    По веселой звонкой крыше —

    Бом! Бом! Бом! Постукивают пальчиками.

    — Дома, дома посидите —

    Бом! Бом! Бом! Легко постукивают кулачками.

    Никуда не выходите —

    Бом! Бом! Бом! Растирают ребрами ладоней («пилят»).

    Бом! Бом! Бом! Кладут ладони на плечи ребе н ка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.

    А уйду — тогда гуляйте.

    Бом. Бом. Бом. Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.

    Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.

    Массаж бедра «Дождик»

    Дождик, дождик, капелька,

    Легко, в ритме стихотворения постукивают пальчиками по бедрам.

    Лужу резал, лужу резал,

    Резал, резал, не разрезал

    Делают пилящие движения ребрами ладоней.

    Поглаживают бедра ладошками.

    Массаж тела «Грибной дождик»

    Хлопают правой ладонью по левой.

    Прыгайте в ладошки!

    Так же хлопают по правой ладони.

    Вымойте мне ножки!

    Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжки вверх.

    Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

    Левой рукой стучат по правому плечу.

    Подрасти и мне! Вытягивают обе руки вверх, выпрямляя спину.

    Массаж пальцев «Умывалочка»

    Оздоровительный тонизирующий эффект данного вида массажа связан с тем, что на кончиках пальцев находится множество биологически активных точек.

    Знаем, знаем — да-да-да,

    Где ты прячешься, вода!

    Мы пришли умыться!

    Лейся на ладошку

    Поочередно массируют каждый палец.

    Нет, не понемножку —

    Будет умываться веселей!

    Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.

    Массаж лица «Воробей» (по китайской методике)

    Этот массаж повышает функциональную деятельность головного мозга, помогает при головных болях.

    Сел на ветку воробей

    И качается на ней. Энергично растирают ладони и кисти рук.

    Не охота улетать. Двумя ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх (не слишком надавливая).

    Массаж рук «Умывалочка»

    1. «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения тепла.

    2. Вытягиваем каждый пальчик.

    3. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой, словно по стиральной доске.

    Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, радости.

    4. Трем «мочалкой» руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и

    Массаж кистей рук «Мышка»

    Мышка маленькая в норке

    Тихо грызла хлеба корку.

    Это мышка в норке

    Хлебные ест корки.

    Дети скребут ногтями по коленям.

    Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их. Трут ладони друг о друга.

    Массаж биологически активных зон «Неболейка»

    для профилактики простудных заболеваний

    Чтобы горло не болело,

    Читать еще:  Дренажный массаж грудной клетки для детей

    Мы его погладим смело.

    Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

    Чтоб не кашлять, не чихать,

    Надо носик растирать.

    Указательными пальцами растирают крылья носа

    Лоб мы тоже разотрем,

    Ладошку держим козырьком.

    Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его

    движениями в стороны — вместе.

    «Вилку пальчиками сделай, Массируй уши ты умело.

    Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами.

    Знаем, знаем — да-да-да! —

    Нам простуда не страшна! Потирают ладони друг о друга.

    Массаж шейных позвонков Игра «Буратино»

    Буратино своим длинным любопытным носом рисует «солнышко», «морковку», «дерево».

    1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

    2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

    3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

    Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений дозвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

    Массаж тела «Лягушата»

    Дети встают и выполняют движения, соответствующие тексту.

    Лягушата встали, потянулись

    И друг другу улыбнулись.

    По ручкам мы немножко.

    А потом, потом, потом

    Грудку мы чуть-чуть побьем.

    Хлоп-хлоп тут и там,

    И немного по бокам.

    Нас уже по ножкам.

    И ручки и ножки.

    Лягушата скажут: «Ква!

    Прыгать весело, друзья!»

    Вот у нас игра, какая: Хлопки в ладоши.

    Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

    Мы пошлёпаем немножко.

    А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке.

    Ты хлопки погромче делай.

    А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам.

    Даже щёчки мы побьём.

    Вверх ладошки! Хлоп! Хлопки над головой.

    По коленкам – шлёп, шлёп! Хлопки по коленям.

    По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам.

    По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам.

    Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине.

    Хлопаем перед собой! Шлепки по груди.

    Справа – можем! Поколачивание по груди справа, слева.

    И крест накрест руки сложим!

    И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам,

    Вот какая красота! Спине, ногам.

    Утром Лисонька проснулась,

    Лапкой вправо потянулась,

    Лапкой влево потянулась,

    Солнцу нежно улыбнулась. Движения выполняются соответственно тексту.

    В кулачок все пальцы сжала,

    Растирать все лапки стала —

    Ручки, ножки и бока.

    Вот какая красота! Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.

    А потом ладошкой

    Стала гладить ручки, ножки

    И бока совсем немножко.

    Ну, красавица-Лиса! Красуясь, выполнять полуобороты, корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

    До чего же хороша!

    Массаж тела «Мурочка – «Снегурочка»

    Мурка шёрстку прилизала. Дети поочерёдно поглаживают руки от кисти к плечу(2р).

    Новый бантик повязала. Мягко поглаживают шею сверху вниз (4р).

    Мурочка нашла в лукошке. Трут ладошки друг о друга.

    Рукавички. Показывают ладошки.

    И сапожки. Поглаживают колени.

    Улыбнулась Мурочка. Ставят руки «полочкой» и качают головой вправо – влево.

    – Я теперь – Снегурочка! Ставят руки на пояс и выпрямляют с пинку.

    2015-09-12 10:13:58 – Екатерина Васильевна Кулькова
    Это следует выполнять и будет польза.

    Прокомментируйте!

    Выскажите Ваше мнение:

    Вакансии для учителей

    Игровой самомассаж в ДОУ

    Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

    Основная задача ДОУ — сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в своей работе мы все чаще применяем здоровьесберегающие технологии, такие как игровой самомассаж , дыхательные упражнения, развминки для глаз и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

    Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста

    Массаж рук «Поиграем с ручками»

    Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

      Подготовительный этап

    Дети растирают ладони до приятного тепла.

    Основная часть

    а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем- растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
    б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
    в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
    г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
    д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

    Заключительный этап

    Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
    Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
    Эй, ребята, все ко мне.
    Кто стоит там в стороне?
    А ну быстрей лови кураж
    И начинай игру-массаж.
    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу.
    Поздороваюсь со всеми,
    Никого не обойду.
    С ноготками поиграю,
    Друг о друга их потру.
    Потом руки «помечали»,
    Плечи мягко разомну.
    Затем руки я помою,
    Пальчик в пальчик я вложу,
    На замочек их закрою
    И тепло поберегу.
    Вытяну я пальчики,
    Пусть бегут, как зайчики.
    Раз-два, раз-два,
    Вот и кончилась игра.
    Вот и кончилась игра,
    Отдыхает детвора.

    Массаж волшебных точек ушек «Поиграем с ушками»

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
    Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

      Организационный момент

    Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

    Основная часть упражнения

    а) «Найдем и покажем ушки»
    Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
    б) «Похлопаем ушками»
    Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
    в) «Потянем ушки»
    Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
    г) «Покрутим козелком»
    Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.
    д) «Погреем ушки»
    Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

    Заключительный момент

    Дети расслабляются и слушают тишину.

    Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

    Подходи ко мне, дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Ушки ты свои найди
    И скорей их покажи.
    Ловко с ними мы играем,
    Вот так хлопаем ушами.
    А сейчас все тянем вниз.
    Ушко, ты не отвались!
    А потом, а потом
    Покрутили козелком.
    Ушко, кажется, замерзло,
    Отогреть его так можно.
    Раз, два! Раз, два!
    Вот и кончилась игра.
    А раз кончилась игра,
    Наступила ти-ши-на!

    Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»

    Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

      Подготовительный этап

    а) Удобно сесть и расслабиться.
    б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

    Основная часть

    а) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
    в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
    г) Похлопать подошву ладонью.
    д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
    е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
    ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

    Заключительный этап

    а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
    б) Посидеть спокойно, расслабившись.
    Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
    Мы ходили, мы скакали,
    Наши ноженьки устали.
    Сядем все мы, отдохнем
    И массаж подошв начнем.
    На каждую ножку
    крема понемножку.
    Хоть они и не машина,
    Смазать их необходимо!
    Проведем по ножке нежно,
    Будет ноженька прилежной.
    Ласка всем, друзья, нужна.
    Это помни ты всегда!
    Разминка тоже обязательна,
    Выполняй ее старательно.
    Растирай, старайся
    И не отвлекайся.
    По подошве, как граблями,
    Проведем сейчас руками.
    И полезно, и приятно
    Это всем давно понятно.
    Рук своих ты не жалей
    И по ножкам бей сильней.
    Будут быстрыми они,
    Потом попробуй, догони!
    Гибкость тоже нам нужна,
    Без нее мы никуда.
    Раз — сгибай, два — выпрямляй.
    Ну, активнее давай!
    Вот работа, так работа,
    Палочку катать охота.
    Веселее ты катай
    Да за нею поспевай.
    В центре зону мы найдем,
    Хорошенько разотрем.
    Надо с нею нам дружить,
    Чтобы всем здоровым быть.
    Скажем все: «Спасибо!»
    Ноженькам своим.
    Будем их беречь мы
    И всегда любить.

    Обширное умывание «Умывайка»

    Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

    • Обмывает правой рукой левую кисть.
    • Обмывает левой рукой правую кисть.
    • Мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
    • Мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
    • Мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
    • Мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
    • Мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
    • Ополаскивает руки.
    • Отжимает их, слегка стряхивая.
    • Вытирает руки насухо.

    Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
    Раз — обмоем кисть руки,
    Два — с другою повтори.
    Три — до локтя намочили,
    Четыре — с другою повторили.
    Пять — по шее провели,
    Шесть — смелее по груди.
    Семь — лицо свое обмоем,
    Восемь — с рук усталость смоем.
    Девять — воду отжимай,
    Десять — сухо вытирай.

    Босоножье

    Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

    Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком»

    Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

      Организационный момент

    а) «Найди и покажи носик»
    Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

    Основная часть

    Игровые упражнения с носиком.
    б) «Помоги носику собраться на прогулку»
    Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
    в) «Носик гуляет»
    Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
    Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
    г) «Носик балуется»
    На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
    д) «Носик нюхает приятный запах»
    Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
    е) «Носик поет песенку»
    На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
    ж) «Погреем носик»
    Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

    Заключительный этап

    з) «Носик возвращается домой»
    Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
    Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
    Подходи ко мне дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Носик ты быстрей найди,
    Тете Лене покажи.
    Надо носик очищать,
    На прогулку собирать.
    Ротик ты свой закрывай,
    Только с носиком гуляй.
    Вот так носик баловник!
    Он шалить у нас привык.
    Тише, тише, не спеши,
    Ароматом подыши.
    Хорошо гулять в саду
    И поет нос: «Ба-бо-бу».
    Надо носик нам прогреть,
    Его немного потереть.
    Нагулялся носик мой,
    Возвращается домой.

    Веселый массаж: 7 вариантов для детей

    Делаем массаж малышу вместе

    У оленя дом большой

    У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим)
    Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки)
    Зайка по лесу бежит (топаем ножками)
    В дверь ко мне стучится (ручками стучим)
    Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим)
    Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем)
    Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки)
    Лапу подавай!

    Массаж медвежий. Сельскохозяйственный.

    Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)…
    Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
    Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).
    Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).
    Медведь сказал: „Моееее поле“ (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).
    Медведица сказала: „Моеее поле“ (повыше голосом и шаги помельче).
    Медвежонок закричал: „Мое“ (тоненьким голоском, мелкимипрыжками).
    Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
    И решили они посадить пшеницу.
    Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
    Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла…
    Выросли большие и красивые колоски…
    Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем).
    Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке).
    »Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай. ” обрадовались медведи…
    Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами).
    Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
    А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

    “Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы. Ехал поезд запоздалый”.

    Этот стих знаком каждому с детства, но не каждый взрослый знает его полностью. Попробуем его напомнить…

    Рельсы, рельсы,
    (вдоль позвоночника проводим две параллельные линии)
    Шпалы, шпалы.
    (вдоль позвоночника «рисуем» поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый.
    (проводим ребром ладони по спинке)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпался горошек.
    (стучим по спине фалангами пальцев)
    Пришли куры, поклевали, поклевали, поклевали.
    (слегка постукиваем с помощью указательного пальца)
    Пришли гуси, пощипали, пощипали, пощипали.
    (двумя пальцами пощипываем спину)
    Пришёл дворник,
    (двумя пальцами «идем по спине)
    Все подмел.
    (Легкими касаниями пальцев погладим спинку вдоль и поперек)
    Прошёл слон.
    («ставим следы» слона от нижней части спины к затылку, сильно нажимая тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,
    («ставим следы» тыльной стороной кулаков, со средним усилием нажатия)
    Прошёл маленький слонёнок.
    («идём» двумя пальцами)
    Пришёл директор зоопарка,
    («идём» по спине двумя пальцами)
    Всё расчистил.
    (гладим спину ладонями)
    Поставил стол,
    (слегка нажимаем кулаком на спину)
    Стул.
    (стул изображаем тремя пальцами, собранными в щепоть)
    Начал писать письмо:
    (“пишем” по спине пальцами)
    Посылаю жене, дочке,
    («рисуем каракули», водя пальцем по спине)
    Заграничные чулочки
    (Продолжаем «писать» указательным пальцем на спине)
    Будет дочка их носить,
    И отца благодарить.
    Смял письмо,
    (ладонями двух рук помять спинку)
    Потом разгладил,
    (сильным надавливанием провести ладонями по спине от позвоночника к бокам)
    Поставил большую печать
    (слегка стукнуть кулаком по спине)
    И маленькую подпись.
    (указательным пальцем «чиркнуть» по спине)
    Запечатал письмо в конверт.
    (ладонями рук провести по спине с боков к центру)
    Опустил в почтовый ящик.
    (засунуть руку сверху за шиворот пижамы или майки)
    Письмо шло-шло-шло
    (Легкими круговыми движениями ладони одной руки провести от затылка к нижней части спины)
    И на место пришло.
    (Слегка шлепнуть по попе)

    Белка хвостиком метет

    Белка хвостиком метет,
    (Легкими движениями пальцев гладим спинку)
    Рыбка по морю плывет.
    (Ребром ладони проводим вдоль позвоночника)
    Как по небу облака,
    Мы погладили бока,
    (Слегка проводим ладонями обоих рук по бокам крохи)
    Как летят снежинки,
    (Едва касаясь рукой, гладим спину)
    Так мы гладим спинку!

    Мы капусту рубим, рубим

    Мы капусту рубим, рубим.
    (совершаем рубящие движения рёбрами ладоней)
    Мы морковку трём, трём.
    (трем спинку суставами пальцев)
    Мы капусту солим, солим,
    (точечно касаемся пальцами)
    Мы капусту жмём, жмём,
    (тискаем мышцы пальцами)
    Сок капустный пьём, пьём.
    (нежно гладим спинку ладонями)

    Били лён, били

    Били лён, били…
    (стучим кулачками по спине)
    Колотили, колотили…
    (похлопываем)
    Топили, топили…
    (растираем ладонями)
    Трепали, трепали…
    (трясём за плечи)
    Мяли, мяли…
    (разминаем пальцами)
    Белы скатерти ткали
    (чертим ребрами ладоней)
    Да на столы накрывали
    (гладим ладонями)

    На лугу, на лугу

    На лугу, на лугу
    (гладим животик малыша по часовой стрелке)
    Стоит миска творогу
    (кладём руку на животик ребенка),
    Прилетели две вороны
    (пощипываем животик по бокам снизу вверх)
    Поклевали,
    (двумя пальчиками делаем постукивающие движения)
    Улетели!
    (гладим малыша)

    Массаж детей в детском саду

    Оздоровительный и лечебный массажи в детском саду – относятся к оздоровительным программам в дошкольных учреждениях. Оздоровительный массаж проводится штатными массажистами, владеющими специальными методиками работы с детьми. Родители избавлены от необходимости специально выделять время на полезную процедуру и платить за сеанс, если дошкольник посещает детский сад регулярно.

    Массажные процедуры улучшают кровообращение в организме. Они помогают нормальному развитию внутренних органов, костей и мышц, благотворно действуют на нервную систему и являются профилактикой простудных заболеваний, повышая иммунитет.

    Профилактический и лечебный

    Оздоровительный массаж назначают в профилактических целях. Представляет собой специальные приемы механического воздействия на тело ребенка с определенной длительностью и интенсивностью. В детских садах он применяется как самостоятельный метод укрепления организма или в комплексе с оздоровительной гимнастикой.

    Лечебный массаж назначается прилечении заболеваний и имеет особенности в зависимости от болезни, ее стадии и клинической формы. Оздоровительные сеансы проводятся штатным массажистом дошкольного учреждения, лечебные – назначаются педиатром или физиотерапевтом. Их проводят в поликлинике.

    Общеукрепляющие массажные процедуры выявляют и выправляют небольшие отклонения костно-мышечной системы, которые грозят болезнями в дальнейшем, успокаивают нервы и снимают стресс.

    Точечный массаж по Уманской

    Методика детского точечного массажа разработана профессором Уманской более десяти лет назад и за прошедшие годы показала хорошие результаты при регулярном применении. Как и любой метод оздоровления, не дает быстрых результатов, но если проявить терпение и практиковать его последовательно и регулярно, то можно забыть о простуде и избавиться от хронических заболеваний носоглотки – гайморита и аденоидов.

    Точечный массаж с успехом применяется в детских садах, так как он прост, эффективен и занимает немного времени.

    Методика Уманской заключается в стимуляции пальцами девяти точек на теле, расположенных в легкодоступных местах. Воздействуют на точки большим, указательным или средним пальцем. Каждая зона, в соответствии с рекомендациями, массируется сначала 9 раз по часовой стрелке, что активирует зону, затем 9 раз против часовой стрелки для расслабления и успокоения. Биозоны массируются в строгом порядке. В профилактических целях используют мягкое воздействие на точки, при заболеваниях интенсивность стимуляции усиливается.

    Парные зоны растираются пальцами одновременно всегда в направлении сверху вниз. Для усиления эффекта используются массажные масла и бальзамы.

    Простота и доступность методики делает возможной ее применение и в дошкольном учреждении, и дома. Она не имеет ограничений по возрасту: делать точечный массаж можно с первых месяцев жизни младенца, а подросшие дети могут выполнять его самостоятельно.

    В период эпидемий для повышения сопротивляемости организма активные точки стимулируют каждые два-три часа. Регулярное воздействие на биоточки запускает процесс выработки в организме интерферона и других веществ, которые повышают защитные силы на клеточном уровне и действуют эффективнее искусственных иммуностимуляторов.

    Противопоказано воздействовать на активные точки в тех случаях, когда на коже массажных зон есть родинки, новообразования или гнойнички.

    Игровой самомассаж

    Важно сформировать в детстве положительное отношение к оздоровительным процедурам. Поэтому самомассаж, как метод профилактики простудных заболеваний и гриппа и коррекции речевых нарушений, практикуется в дошкольных учреждениях в легкой игровой форме.

    Несложные упражнения, которые сопровождаются традиционными для массажа действиями: растиранием, разминанием, пощипыванием, поглаживанием разных участков тела, делаются дошкольниками самостоятельно. Упражнения тонизируют мышцы, развивают мелкую моторику, активизируют работу головного мозга.

    Игровой самомассаж используется в образовательной и игровой деятельности дошкольников, при индивидуальной работе с ними.

    Занятия сопровождаются музыкой, забавными песенками, потешками, считалками. Педагоги используют для процедур нетрадиционные материалы: еловые шишки, грецкие орехи, карандаши, бумагу, мыло, специальные мячики, пластиковые массажеры, что нравится детям.

    Ребята массируют себя только чистыми сухими руками, с коротко остриженными ногтями, чтобы избежать повреждения кожи.

    Для создания положительного настроя и сохранения внимания группы во время оздоровительных физкультурных занятий педагоги подбирают музыкальное сопровождение. Создают атмосферу при помощи интонационного разнообразия речи, комбинируют упражнения. По времени процедура не превышает 10 минут, проводится 2–3 раза в день, состоит из 3–5 упражнений, которые повторяются равное количество раз для каждой стороны тела. Между ними тело расслабляется поглаживанием или «стряхиванием» рук и ног.

    Растираются ушные раковины, глаза, руки от кисти к локтю, ноги от стопы к бедру, массажные движения направляются от периферии к центру. Педагоги обучают ребят мягким движениям пальцев, акцентируют внимание на результатах – появлении тепла, а не болезненных ощущений в массируемой области.

    Особенное внимание при проведении сеансов самомассажа в детском саду уделяется наблюдению за самочувствием и индивидуальными реакциями ребят на упражнения.

    При лихорадочных состояниях, заболеваниях кожи, воспалительных процессах самомассаж противопоказан.

    С первых дней жизни здоровье малыша требует постоянного внимания. По мере взросления родители стремятся развивать умственные способности и выявлять таланты детей, а забота о физическом развитии отходит на второй план. Несложные упражнения оздоровительной гимнастики, занятия спортом, закаливание, если сделать их частью жизни, укрепят растущий организм без лекарств.

    Читать еще:  Лечение и массаж при вальгусной деформации стопы у детей
    Ссылка на основную публикацию