Массаж при заикании у детей

Логопедический массаж при заикании
статья

О приемах проведения логопедического массажа при заикании

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskiy_massazha_pri_zaikanii.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массажа при заикании.

(С 2) Заикание у детей – это серьезная проблема, на которую родители должны вовремя обратить внимание и предпринять соответствующие меры. (С 3) Заикание (в медицине встречается термин «логоневроз») может возникнуть у детей в раннем возрасте. Лечение болезни проводится специалистами комплексно. Применяются логопедические, психотерапевтические приемы, физиотерапевтическое и медикоментозное лечение.

Логопедический массаж детям при заикании нужен для снижения напряжения мышц лица, улучшения работы речевого центра, общего укрепления здоровья.

(С 4) Запрещен логомассаж при герпесах, гингивитах, стоматитах, увеличении лимфоузлов, высыпаниях на кожном покрове, воспалениях, конъюнктивитах, соматических и инфекционных заболеваниях.

Виды массажа при заикании.

(С 5) Классический массаж определенных участков тела при дефекте речи делает опытный массажист, используя определенные приемы и техники.

Чего мы хотим добиться от массажа — это расслабления мышц. У заикающегося человека часто выражен тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, снижается тонус корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает специальный массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч. Польза от такой процедуры видна спустя несколько сеансов, но иногда требуется прохождение 1-2 курсов лечения. Преимуществами массажа при логоневрозе являются: активизация обменных процессов в организме; повышение либо снижение тонуса мышц; улучшение циркуляции крови; усиление метаболизма; формирование правильного речевого навыка; профилактика рецидивов заболевания; полное устранение либо минимизация дефектов речи.

Точечный массаж выполняет массажист. Преимущества такого воздействия на организм ребенка заключается в расслаблении речевого центра, снятии лишней возбудимости. С помощью процедур восстанавливаются речевые импульсы нервной системы.

Курс массажа составляет 2–3 недели без перерыва. Через 20 дней его повторяют. После полного излечения желательно проводить курс в профилактических целях 3–4 раза в год.

(С 6) Артикуляционный массаж выполняет логопед.

1.темп медленный и неторопливый;

2.пациент должен чувствовать спокойствие, комфорт и тепло;

3.массаж лучше проводить под спокойную музыку;

4.руки массажиста должны быть теплыми.

Артикуляционный массаж включает в себя сегментарный массаж и зондовый.

(С7) Техника сегментарного массажа .

Проводим массаж по массажным линиям в начале курса от периферии к центру.

(С 8) Сегментарное воздействие на тело малыша оказывает благоприятный эффект на весь организм. Перед манипуляцией ребенок садится в удобную для него позу, старается расслабиться. Ему нужно вытянуть руки вдоль туловища, полностью расслабить ноги. Также массаж может проводиться, когда малыш сидит в кресле, при этом голова должна быть немного наклонена на специальный мягкий подголовник. Сегментарный массаж специалист проводит, стоя за головой пациента.

(С 9) Во время процедуры используется основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание. Прием вибрации не используем. Т.к. он может вызвать эписиндром. Сегментарный массаж предназначен для проработки мышц, отвечающих за движение речевого аппарата.

При сегментарном массировании логопед воздействует на определенную мышцу, которая отвечает за речевую деятельность. Манипуляцию желательно проводить ежедневно на протяжении 14-20 дней. Длительность курса напрямую зависит от симптомов, возраста пациента и диагноза. Один прием у занимает от 5 до 20 минут.

Артикуляционный массаж включает в себя и зондовый массаж.

(С 10) Зондовый массаж .

Массаж, с помощью которого, воздействуя на мышцы лица и языка при помощи специальных упражнений и зондов.. Может применяться в комплексной терапии у детей от 4 лет.

Противопоказанием является склонность к эпилепсии, судорогам. Перед началом массажа, а также на ночь, следует провести гимнастику языка, которая состоит из нескольких упражнений, которые дети выполняют с удовольствием. Длительность зарядки 5 минут. Ее можно делать несколько раз в день.

(С 11) Массаж проводят по массажным линиям (в начале курса от периферии к центру, а далее в любом направлении).

Зондовый массаж языка проводится курсом 10-20 дней, который при необходимости следует повторить через 1,5-2 месяца. При желании, можно научиться делать массаж языка самостоятельно дома. Однако первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани.

Консультация для родителей.

Виды логопедического массажа.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка.

Логопедический массаж языкаТотечный массаж при гиперкинезах.

Наглядная демонстрация логопедического массажа при заикании.

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия.

Лечение заикания у детей массажем

Часто лечение логоневроза сочетается с общеукрепляющими процедурами. Массаж при заикании у детей отличается высокой эффективностью. Выполняет его профессионал или родители в домашних условиях. Для этого они должны пройти специальные курсы обучения. Участки воздействия — лицо, шея и верхний плечевой пояс.

Цели логопедического массажа

Специалист должен хорошо ориентироваться в строении мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи и расположении нервов мозгового центра. Тактильное воздействие на определенные участки при заикании преследует такие цели:

  • снятие напряжения с мышц гортани, языка и глотки;
  • нормализация кровоснабжения речевого аппарата;
  • уменьшение слюноотделения, которое препятствует правильному произношению слов;
  • стимуляция области ЦНС, отвечающей за речь;
  • регулирование психологического состояния ребенка.

После курса массажа расслабляются мышцы корня языка. Это помогает в лечении логоневроза. Процедура не имеет противопоказаний, поэтому подойдет даже детям. Положительная динамика наблюдается после первого курса, но стоит учитывать степень развития патологии. Для запущенной болезни потребуется больше времени для корректировки.

Правила выполнения массажа

Процедура во многих случаях предшествует логопедическому занятию. Перед ее выполнением специалист настраивает ребенка на позитив, чтобы успокоить его. Тогда малыш сможет принять расслабляющую позу. Нужно учесть, что эмоциональному раскрепощению способствует музыкальное сопровождение. Помещение, в котором совершают манипуляции, должно соответствовать таким требованиям:

  • комфортное;
  • хорошо проветренное;
  • убранное;
  • не прохладное.

Логопед приступает к процедуре с чистыми и теплыми руками. Важным условием является отсутствие на них повреждений, разнообразных украшений, ногтей на пальцах, иначе можно причинить ребенку травму. Массаж выполняют медленно. Манипуляции не совершают натощак или сразу после приема пищи. Малыш не должен пить крепкий чай или кофе. Если он слишком возбужден, сеанс пропускают.

Точечный массаж

Суть этой процедуры заключается в воздействии на биологически активные точки (17 штук), которые отвечают за работу речевого центра. Техника выполнения несложная, поэтому выполнить точечный массаж смогут даже родители, но начальные манипуляции производит все-таки специалист.

Рекомендации по срокам и продолжительности лечения таковы:

  1. Курс составляет 15 процедур.
  2. Первые 4 манипуляции производят каждый день, остальные — через день.
  3. Интервал между первыми двумя курсами массажа должен составлять две недели. Между вторым и третьим — от 3 месяцев до полугода. Дальше процедуры повторяют через полгода на протяжении 2–3 лет.

Чтобы точечный массаж дал положительный результат, важно правильно локализовать точки воздействия. Ориентиром для этого служат впадины, мышцы и сухожилия. При неправильном выполнении массажа возникают специфическая боль и ломота.

Первые разы массируют только 3–4 точки. Постепенно их число увеличивают.

Техника выполнения

Подушечками пальцев совершают надавливания на точку. Делают это медленно и слабо. После этого круговыми движениями (по часовой стрелке) воздействуют на нужный участок на протяжении 30 с. Надавливание постепенно увеличивают, потом ослабляют его, а затем снова возобновляют силу. Запрещается резко надавливать и делать толчки.

При массировании участков возле рта ребенок должен его приоткрывать. Если воздействуют на точки, размещенные на гортани, малышу рекомендуют произносить гласный звук. При возникновении головокружения манипуляции следует прекратить.

Сегментарный массаж

С его помощью воздействуют на мышцы, которые отвечают за речь. Оптимальные позы для выполнения процедуры следующие:

  • положение — лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги выпрямлены;
  • положение — полусидя, кресло должно иметь высокий подголовник.

Массажист находится за головой малыша. Курс составляет от 10 до 20 процедур. Исполняют их каждый день или через день. В зависимости от особенностей и сложности течения болезни сеанс продолжается от 5 до 20 минут.

Техника выполнения

Во время сегментарного массажа совершают следующие действия:

  1. Поглаживание — с них начинается и заканчивается процедура. Их чередуют с другими воздействиями. Кисть при совершении манипуляций должна быть выпрямленной, пальцы — согнуты.
  2. Растирание — массирование более сильное. Задействуют подушки пальцев, ладонь и ее ребро. Движения исполняют по прямой линии или в виде спирали.
  3. Разминание — ткани сдвигаются и растягиваются. Рабочие процессы в мышцах активизируются максимально. Направление движений — в виде спирали, но могут использоваться также поперечные и продольные.
  4. Вибрация — в зависимости от интенсивности воздействия достигают повышения или ослабления тонуса мышц. Движения, которые провоцируют колебания, выполняют одной или двумя руками. Исполняют одним, двумя или всеми пальцами.
  5. Нажатие — этот прием следует после каждого поглаживания. Его применяют на участках, где находятся биологически активные точки.

Схема для корректировки речи чаще предусматривает использование щадящего поверхностного поглаживания (подвида первого приема), слабой вибрации и плотного нажатия, которые чередуют. Другие способы воздействия применяют реже.

Заключение

Изучение техники лечебного массажа и правильное ее применение существенно ускоряют процесс выздоровления ребенка. Часто точечный вид сочетают с сегментарным. Но если у родителя нет уверенности в правильности выполнения манипуляций, то стоит доверить это дело специалисту.

Не стоит прекращать процедуры после улучшения состояния ребенка. Нужно выполнить рекомендуемое количество, чтобы закрепить результат. Если между массажами заикание усиливается, то перерыва в курсах быть не должно.

Массаж при заикании у детей

Логопедический массаж при заикании у детей назначается педиатром, как кардинальное лечение, так и в составе комплекса дополнительных мер, направленных на устранение дефекта речи. Процедуру осуществляет специалист на коррекционных занятиях посредством профессиональных логопедических методов. Медикаментозное лечение и физиотерапия проводятся параллельно.

Наиболее распространенными видами воздействия при заикании у детей считаются сегментарный и точечный массаж. Сочетание обоих вариантов, тоже успешно практикуется и дает положительный результат.

Лечение заикания массажем

Нарушение речи у детей, заикание, чаще случается в возрасте 3-5 лет. Причины возникновения недуга в каждом случае индивидуальны, зачастую, носят невротический характер. Лечение при заикании у детей назначает только врач. Чем раньше родители обратятся за помощью, тем скорее восстановится речь.

Одним из распространенных видов воздействия на артикуляцию речи назван массаж. Проецируется тактильное воздействие на область спины, головы, шейного отдела, затрагивается воротниковая зона, плечи и часть грудной клетки. Массаж при заикании, помимо общеукрепляющего действия, положительно влияет на деятельность речевого центра, снимает с мышц излишнее напряжение.

Противопоказаний к данной процедуре почти не бывает, ее можно делать пациентам любых возрастных групп, положительная динамика наблюдается уже после первого курса. Простые правила общения с заикающимся ребенком помогут избавиться от недуга, а подробное изучение техники лечебного массажа и применение ее на деле, ускорит процесс выздоровления.

Точечное воздействие

Точечный массаж дает действительно хорошие результаты. Главным достоинством этого вида лечения является простота выполнения. Родители смогут делать самостоятельно точечный массаж в обычных условиях дома после краткой стажировки у профессионала или просмотра специального видео, где подробно описывается техника выполнения, последовательность действий и обозначены контактные точки.

Серьезный настрой на долгое лечение, терпение и понимание со стороны взрослых — необходимые условия для выздоровления маленького пациента. Степень нарушения речи у детей, форма заикания, могут отличаться, соответственно, эффект от воздействия на акупунктурные точки, тоже различен.

Суть акупрессуры заключается в следующем:

  • Надавливание выполняется подушечками пальцев круговыми движениями;
  • Активируются 17 точек, которые располагаются на спине и на лице;
  • Один курс состоит из 15 процедур;
  • Первые сеансы проводятся ежедневно, дальше — через день;
  • За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

Родителям нужно знать, если после первого курса произошло улучшение, это не значит, что лечение закончено. Заданное количество необходимо соблюдать для закрепления результата. А в случае, когда долгожданного улучшения не наблюдается, следует проявить настойчивость и не впадать в отчаяние. Бывают случаи, когда заикание усиливается между курсами, тогда не надо выдерживать временную паузу, а по окончании одного курса, немедленно приступать к следующему.

Техника выполнения

Данный метод применения массажа носит название «успокаивающий». Надавливание на точку производится подушечками пальцев медленно и очень плавно. Применяется большой, средний или указательный палец. Потом делаются вращательные движения по часовой стрелке на протяжении 30 секунд с постепенным увеличением силы давления. Нельзя проминать место контакта до образования на теле ямки, это неправильно. После ослабления воздействия на точку, следует возобновить надавливание. Контакт, таким образом, происходит три или четыре раза на протяжении пятиминутного отрезка времени. Важно помнить, что резкое нажатие, толчки недопустимы.

Найти правильно точку, куда производится надавливание, тоже очень важно. Первый раз следует прощупать ее кончиком пальца и надавить. Ребенок в этот момент испытает неприятное ощущение ломоты или даже боли. Факт подтверждает, что точка обозначена верно, но последующие движения массажиста должны быть нежными и осторожными. В случае головокружения у пациента, тактильные действия следует прекратить.

Когда массируются точки около рта, нужно попросить малыша его приоткрыть, а когда обрабатывается гортань, лучше будет, если ребенок произнесет какой-либо гласный звук. Максимальное расслабление во время сеанса — это конечная цель. Не рекомендуется делать процедуру сразу после принятия пищи или натощак. Кофе, крепкий чай перед началом сеанса, также противопоказаны.

Сегментарный массаж

Суть данной процедуры такова: выполняется воздействие на мышцу, которая отвечает у детей за речь. Делать ее необходимо каждый день на протяжении двух или трех недель. Подобный вид воздействия, как и предыдущий, эффективно помогает при заикании. Период лечения, в этом случае, зависит от возраста больного, выраженной симптоматики и характера проблемы. Начинать следует с пяти минут, постепенно доводя до двадцати. Если заикание носит хронический характер, то лечение придется повторить.

Заключение

При первых признаках заболевания, родителям следует принять меры. Недопустимо небрежное отношение к выявленной проблеме, так как из-за речевого дефекта ребенок может получить сильнейший психологический зажим, который в дальнейшем выльется в серьезные личностные комплексы. Чтобы не травмировать уязвимую психику малыша, взрослым стоит позаботиться о теплой и дружелюбной атмосфере вокруг.

На начальном этапе лечения, возможно, потребуется помощь психотерапевта. Далее, восстановлением речи занимаются такие специалисты, как логопед, педиатр, физиотерапевт. Вернуть правильную речь без заикания и затяжных пауз в разговоре удается в большинстве случаев, а профилактические меры по предупреждению речевых дефектов дадут возможность избежать рецидива в будущем.

Заикание у детей

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;
  • нарушения обмена веществ.

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

Лечение заикания детей мы рекомендуем доверить профессиональным специалистам центра психотерапии Алвиан.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

Формы заикания у детей

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

Стадии заикания у детей

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Диагностика

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Лечение заикания у детей

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Прогноз

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Профилактика

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

Массаж при заикании у детей: виды и особенности проведения

Массаж при заикании , это эффективная методика, с помощью которой можно устранить патологический процесс. С его помощью можно устранить дефект речи. Проведение манипуляции осуществляется специалистом, который применяет специальные логопедические методики.

Польза и виды массажа

Массажем при заикании называют логопедический массаж, с помощью которого обеспечивается устранение неврологического нарушения. Нервные окончания на коже и деятельность головного мозга являются связанными между собой. При воздействии на кожные покровы и мышечные системы обеспечивается влияние на мозг.

Если ребёнок страдает заиканием, то ему рекомендовано проведение двух видов массажа , сегментарного и точечного. Одновременно рекомендовано проводить консервативное лечение – специальных упражнений на артикуляцию, гимнастики.

Для того чтобы снизить возбудимость нервной системы рекомендовано применение безопасных седативных лекарств. С их помощью обеспечивается снижение напряжения.

Сегментарная методика

При выполнении массажа от заикания осуществляется воздействие на определенную мышцу, с помощью которой обеспечивается речевая деятельность.

Проведение манипуляции рекомендуется в комфортном помещении, которое нужно предварительно убрать и проветрить. Перед проведением массажа логопеду нужно помыть руки.

Проведение сегментарного массажа рекомендуется ежедневно. Для достижения максимальной эффективности рекомендовано проводить манипуляцию курсами, длительность которых составляет по 2-3 недели. Курс лечения определяется в соответствии с особенностями протекания патологического процесса.

На начальных этапах проводить терапию нужно 5 минут. Постепенно нужно увеличивать длительность манипуляции. Ее максимальная продолжительность составляет 20 минут. Если у пациента протекает хроническая форма заболевания, то ему нужно периодически повторять курсы лечения.

Перед проведением манипуляции логопед должен позаботиться о том, чтобы малыш занял расслабленную позу. Он словесно успокаивает малыша. Пациенту укладывают на спину. Руки должны лежать вдоль тела. Также малыш может принять положение полулежа в кресле. Доктор находится за головой пациента.

На начальных этапах проведения манипуляции доктором проводится поглаживание. На следующем этапе проводится растирание, с помощью которого активизируется кровообращение, а также улучшаются обменные процессы. Благодаря разминанию обеспечивается активизация рабочих процессов в мышцах.

Для снижения тонуса рекомендовано проведение вибрации или покачивания. При усиленном нажатии обеспечивается активизация обменных процессов.

Точечный массаж

Если наблюдается заикание у детей, то им рекомендовано проведение точечного массажа, который характеризуется высоким уровнем эффективности. Эта процедура положительно отображается на деятельности речевого центра, что обеспечивается снятие лишней возбудимости. С помощью точечного массажа обеспечивается восстановление речевых импульсов нервной системы.

Манипуляция характеризуется простотой, что позволяет ее применять любому желающему человеку. Массаж должен проводиться курсами по несколько недель. При возникновении необходимости курс лечения повторяется. Длительность терапии может составлять несколько лет. Проведение манипуляции рекомендуется под спокойную и релаксирующую музыку. Это позволит расслабить и успокоить ребенка.

Для обеспечения высокой эффективности массажа рекомендовано плавное и медленное его проведение. В период проведения манипуляции логопед проговаривает успокаивающие фразы. При массировании ребенок должен расслабляться. У малыша должно возникать чувство тепла.

К лечению заикания нужно подходить комплексно. Таблетки от заикания следует совмещать с массажем и лесением у узких специалистов.

Массаж при заикании у детей – Видео

Так же читайте , как сделать массаж при остеохондрозе шейного отдела и при мигрени.

Заикание является неприятным патологическим процессом, который вызывает психологический дискомфорт у ребенка. При возникновении патологии рекомендовано проводить ее лечение с использованием разнообразных методов. Достаточно эффективным является массаж. Существует несколько методик его выполнения, что позволяет подобрать наиболее подходящую из них для пациента.

Читать еще:  Как научить быстрому чтению ребенка школьника
Ссылка на основную публикацию