Массаж при дизартрии у детей

Массаж при дизартрии у детей

Существует две разновидности дизартрии: повышенный или пониженный мышечный тонус. Технику массажа нужно выбирать исходя из вида заболевания у ребенка.

Подготовка к массажу

Правила проведения массажа языка при дизартрии у детей:

  • Следите за температурой в помещении, где будет проводиться процедура. Температура должна быть комфортной, никаких сквозняков;
  • Тщательно вымойте руки с мылом перед проведением сеанса. Обработайте антисептиком. Уберите украшения с пальцев, отстригите ногти. Важно не повредить слизистую малыша;
  • Проводите массирование языка через 3 часа после приема пищи малышом. Почистите маленькому пациенту зубы, попросите прополоскать рот. Избавьтесь от крошек, остатков пищи в ротовой полости;
  • Движения выполняйте от кончика языка, углубляясь в ротовую полость;
  • Установите специальный шпатель, ограничивающий движение языка в сторону неба, иначе у «пациента» начнется рвотный рефлекс, процедура станет невозможна;
  • Попросите малыша максимально расслабить шею, челюсть. Можно помассировать плечи, шею перед началом массажа для большего расслабления и доверия ребенка к вам;
  • Процедура лечения языка проводится через марлевую или тканевую салфетку. Наденьте напалечник на палец;
  • Начинайте сеансы массажа с 5 минут, постепенно увеличивая время процедуры. Курсы массажа при дизартрии длятся в среднем 20 дней в зависимости от степени заболевания;
  • При гипертонусе мышц для большего эффекта от процедуры ребенок может подержать во рту настой из трав;
  • Положите ребенку под шею валик или подушку.

Массажа лица

Наденьте на руки специальную варежку, предварительно продезинфицировав руки антисептиком. Температура в комнате комфортная, форточки закрыты, чтобы не было сквозняка. Легко погладьте лицо ребенка. Круговыми движениями начните массаж лба ребенка. От центра лба продвигайтесь к височной зоне, движения максимально нежные, легкие, без лишних надавливаний, следите за комфортом, расслабленностью ребенка.

Массаж лица проводится от центра к волосам, подбородку, шее. Уделите максимальное внимание щекам, губам.

Губы нежно разомните поглаживающими движениями. Прогладьте щеки от центра к губам и к ушам. Погладьте уши. Повторяйте каждое движение от 2 до 5 раз. В начале сеансов массажей лица проделывайте каждое движение быстро, к концу курса увеличивайте интенсивность, длительность сеансов. Посмотрите видео выполнения массажа лица при дизартрии у детей. Соблюдайте инструкции лечащего врача, назначающего лечение самостоятельно или под присмотром специалиста.

Массаж языка

Для уменьшения гипертонуса мышц языка проводите массаж языка при дизартрии у детей. Эта процедура очень важна, ведь детям с дизартрией трудно удерживать язык вне полости рта.

  • Начните с постукиваний пальцем над верхней губой справа налево, затем наоборот. Простучите область нижней губы по такому же принципу;
  • Спускаясь от носа к верхней губе «прохлопайте» эта часть, затем погладьте подушечками пальцев это место;
  • Положите указательные пальцы на уголки губ, с помощью надавливающих движений сведите углы губ в трубочку, разведите обратно. Повторите 5 раз;
  • Толкайте к носу верхнюю губу подушечкой указательного пальца;
  • Указательный палец заведите за щеку малыша, проведите круговые движения двигаясь вдоль щеки. Касайтесь пальцами внутри и снаружи щеки друг друга, создавая легкое давление;
  • Поднимайте и опускайте язык, «припечатайте» его к небу.

Массаж помощью зонда

Перед самостоятельным проведением массажа приобретите специальное устройство, чтобы делать зондовый массаж от дизартрии у детей. Устройство называется зондом. Может быть пластмассовым или металлическим. Формы зонда разнообразные: от шарика до улитки, от топорика до грибка.

Выбирайте, предварительно посоветовавшись с лечащим логопедом. Зондовый массаж языка эффективен при дизартрии у детей. Перед покупкой обязательна консультация со специалистом.

  • Проведите шариковым зондом по языку вдоль мышц 10 раз;
  • Возьмите пластмассовый зонд, проведите по массажным точкам на языке, продвигайтесь от корня языка к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Прогладьте поперечные мышцы языка от корня к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Нащупайте пальцем или зондом под языком «ямочки», сделайте точечные повороты против часовой стрелки. Не продолжайте массаж точек более 12 секунд. Повторите 3 раза;
  • Легкими надаливающими движениями погладьте язык от корня к кончику. Повторите процедуру несколько раз. Прогладьте язык по бокам, по середине, со всех сторон;
  • Проведите массаж языка с помощью марли, выше описано, как правильно делать эту процедуру;
  • Посмотрите видео с правильным выполнением поглаживаний, растираний, вибраций языка детей.

Рекомендации

Перед началом сеансов лечебных массажей от дизартрии проконсультируйтесь с логопедом, специализирующемся на вашей проблеме. Польза достигается только при регулярных сеансах, проводите их 2-3 раза в день, не забывайте делать перерыв раз в неделю. Скорость излечения напрямую зависит от степени запущенности заболевания. У детей с легкой, средней степенью дизартрии улучшения в речи, произношении замечаются после недели регулярных занятий, массажей, лечения.

Максимально пресекайте у ребенка заболевание с грудного возраста. Если еще до года начинаются проблемы с проглатыванием молока, нарушением мимики, нарушением сосательного рефлекса, повышенное слюноотделение — обратитесь к логопеду.

  • Это интересно: цитаты о здоровье и здоровом образе жизни

С 3 месяцев грудничку назначают массаж лица, языка. Выполнять стоит с повышенной осторожностью под контролем лечащего врача. Помните, излишняя самостоятельность вредит здоровью детей. Обязательно отводите детей к специалистам, компетентным в вопросах здоровья в разных сферах. Здоровье детей важно для дальнейшего гармоничного, правильного развития. Дизартрия излечима на тяжелых стадиях, но желательно предотвратить их появление.

Логопедический массаж языка при дизартрии

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца . Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях . При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки .

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз .

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу — шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания . Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы , что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Читать еще:  Эхинацея для детей

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Логопедический массаж для лечения дизартрии и заикания

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Небольшие нюансы

Некоторые детские центры преподносят логопедический массаж как панацею от всех проблем с речью. Однако среди специалистов нет единого мнения об использовании такого метода при определенных проблемах.

Например, при задержках речевого развития подобное воздействие не будет играть ключевой роли. В основе дефекта лежат нарушения развития областей мозга. Логопедический массаж не поможет их исправить. Среди специалистов нет однозначного мнения о необходимости такого вмешательства. Может быть показан только расслабляющий массаж.

При проблемах с письмом, чтением и счетом процедура тоже бесполезна, так как в основе дефекта лежат иные нарушения. Именно их устранением необходимо заняться. Допускается использование пальцевого массажа для стимуляции мелкой моторики.

Важно учитывать причины дефекта. Если ребенку не хватает для произношения звука «Р» выдоха, то разминание языка или щек ему в этом не поможет. При проблемах со слухом, интеллектом или зрением подобное воздействие тоже бесполезно.

При ДЦП часто рекомендуют проводить логопедический массаж, но он не всегда разрешен. Только невролог имеет право назначать такие процедуры. При неправильном подходе массаж может только навредить.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Базовая техника для новичков

Приведем базовую технику массажа спины, которую можно брать за основу в домашней практике. Она подойдет для работы с зонами плечей, живота, бедер, стоп.

  1. Для начала необходимо выбрать довольно твердую поверхность. Поскольку массажный стол есть далеко не в каждой семье, нужно подобрать наиболее жесткую кровать, кушетку. Покройте ее чистой простыней.
  2. Тщательно вымойте руки.
  3. Нанесите небольшое количество масла на руки, потрите их друг об друга. Ваши руки должны быть теплыми к началу сеанса.
  4. Приступите к процессу легкими поверхностными движениями от поясницы к плечам и обратно. Движения к плечам выполняются интенсивнее, однако легко и плавно. Используется прием поглаживания. Задействована вся плоскость ладони.
  5. Далее постепенно усиливайте надавливание, ведя умеренно ребром ладоней продольно позвоночнику и увеличивая силу нажатия к плечам, при этом разворачивая ладони плашмя.
  6. Перейдите на бока пациента и выполните небольшой захватывающий жест снизу вверх.
  7. перейти на плечи круговыми движениями. Болезненных ощущений быть не должно.
  8. Теперь можно увеличить интенсивность действий. Направляйте ладони вверх по спине, прихватывая кончиками пальцев небольшие складки кожи. Разомните сначала левую, затем правую половину спины, не затрагивая позвоночный столб. Плечи массировать чуть сильнее.
  9. Уделите внимание плечам, которые ежедневно терпят нагрузки. Хорошо задействовать техники точечного массажа, слегка нажимая на конкретные точки плеча. Не причиняйте боль пациенту, спрашивайте его периодически, как он себя чувствует.
  10. Промассируйте кулачками верхнюю половину спины на некотором удалении от позвоночной оси.
  11. Окончите сеанс умеренными похлопываниями или легкими прощупываниями по всей поверхности, соблюдая направление снизу-наверх.
  12. Накройте пациента пледом или одеялом. Пусть он некоторое время полежит в тепле. Это усилит эффект от полученного сеанса массажа.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.
Читать еще:  Массаж в стихах для детей дошкольного возраста по системе Уманской

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца. Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях. При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Некоторые правила

Не стоит стараться приобрести всевозможные инструменты. Важны не они, а их использование. Для каждого ребенка подбирается своя схема воздействий. В последнее время приобретают популярность зондозаменители.

Обычная зубная щетка позволяет выполнять массаж в домашних условиях. Для этого лучше завести отдельную и не использовать ту, что для чистки. Желательно, чтобы ее щетина была жесткой, а обратная сторона имела поверхность для чистки языка (ребристая).

Все зонды обязательно строго индивидуальны и проходят стерилизацию. В нее входит обработка специальными растворами и выдержка в сухожаровом шкафу. Из-за этого многие специалисты перешли на заменители в виде фигурных шпажек. На кончиках они украшены пиками, шариками или заостренными концами.

У логопеда на руках не должно быть украшений, длинных ногтей. При любых манипуляциях надеваются стерильные перчатки.

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Логопедический массаж для лечения дизартрии и заикания

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Небольшие нюансы

Некоторые детские центры преподносят логопедический массаж как панацею от всех проблем с речью. Однако среди специалистов нет единого мнения об использовании такого метода при определенных проблемах.

Например, при задержках речевого развития подобное воздействие не будет играть ключевой роли. В основе дефекта лежат нарушения развития областей мозга. Логопедический массаж не поможет их исправить. Среди специалистов нет однозначного мнения о необходимости такого вмешательства. Может быть показан только расслабляющий массаж.

При проблемах с письмом, чтением и счетом процедура тоже бесполезна, так как в основе дефекта лежат иные нарушения. Именно их устранением необходимо заняться. Допускается использование пальцевого массажа для стимуляции мелкой моторики.

Важно учитывать причины дефекта. Если ребенку не хватает для произношения звука «Р» выдоха, то разминание языка или щек ему в этом не поможет. При проблемах со слухом, интеллектом или зрением подобное воздействие тоже бесполезно.

При ДЦП часто рекомендуют проводить логопедический массаж, но он не всегда разрешен. Только невролог имеет право назначать такие процедуры. При неправильном подходе массаж может только навредить.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Базовая техника для новичков

Приведем базовую технику массажа спины, которую можно брать за основу в домашней практике. Она подойдет для работы с зонами плечей, живота, бедер, стоп.

  1. Для начала необходимо выбрать довольно твердую поверхность. Поскольку массажный стол есть далеко не в каждой семье, нужно подобрать наиболее жесткую кровать, кушетку. Покройте ее чистой простыней.
  2. Тщательно вымойте руки.
  3. Нанесите небольшое количество масла на руки, потрите их друг об друга. Ваши руки должны быть теплыми к началу сеанса.
  4. Приступите к процессу легкими поверхностными движениями от поясницы к плечам и обратно. Движения к плечам выполняются интенсивнее, однако легко и плавно. Используется прием поглаживания. Задействована вся плоскость ладони.
  5. Далее постепенно усиливайте надавливание, ведя умеренно ребром ладоней продольно позвоночнику и увеличивая силу нажатия к плечам, при этом разворачивая ладони плашмя.
  6. Перейдите на бока пациента и выполните небольшой захватывающий жест снизу вверх.
  7. перейти на плечи круговыми движениями. Болезненных ощущений быть не должно.
  8. Теперь можно увеличить интенсивность действий. Направляйте ладони вверх по спине, прихватывая кончиками пальцев небольшие складки кожи. Разомните сначала левую, затем правую половину спины, не затрагивая позвоночный столб. Плечи массировать чуть сильнее.
  9. Уделите внимание плечам, которые ежедневно терпят нагрузки. Хорошо задействовать техники точечного массажа, слегка нажимая на конкретные точки плеча. Не причиняйте боль пациенту, спрашивайте его периодически, как он себя чувствует.
  10. Промассируйте кулачками верхнюю половину спины на некотором удалении от позвоночной оси.
  11. Окончите сеанс умеренными похлопываниями или легкими прощупываниями по всей поверхности, соблюдая направление снизу-наверх.
  12. Накройте пациента пледом или одеялом. Пусть он некоторое время полежит в тепле. Это усилит эффект от полученного сеанса массажа.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.
Читать еще:  Массаж при вальгусной деформации стопы у детей дома

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца. Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях. При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Некоторые правила

Не стоит стараться приобрести всевозможные инструменты. Важны не они, а их использование. Для каждого ребенка подбирается своя схема воздействий. В последнее время приобретают популярность зондозаменители.

Обычная зубная щетка позволяет выполнять массаж в домашних условиях. Для этого лучше завести отдельную и не использовать ту, что для чистки. Желательно, чтобы ее щетина была жесткой, а обратная сторона имела поверхность для чистки языка (ребристая).

Все зонды обязательно строго индивидуальны и проходят стерилизацию. В нее входит обработка специальными растворами и выдержка в сухожаровом шкафу. Из-за этого многие специалисты перешли на заменители в виде фигурных шпажек. На кончиках они украшены пиками, шариками или заостренными концами.

У логопеда на руках не должно быть украшений, длинных ногтей. При любых манипуляциях надеваются стерильные перчатки.

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Массаж языка при дизартрии

Для устранения речевого расстройства ребенка – дизартрии из-за короткой подъязычной уздечки, необходимо и выполнять логопедический массаж языка и корректировать звукопроизношение с помощью гимнастики: дыхательной и артикуляционной.

  1. Показания и противопоказания к массажу языка
  2. Правильное положение тела во время массажа
  3. Техника выполнения массажа языка при дизартрии
  4. При массаже языка от корня к кончику:
  5. Массаж языка при дизартрии видео

Показания и противопоказания к массажу языка

Логопедическим массажем можно нормализовать произношение слов и тонус мышц, устранить нарушения голоса, улучшить секреторную функцию кожи, активизировать ток крови и лимфы для увеличения газообмена между кровью и всеми тканями.

Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказано проводить массаж языка при конных и инфекционных заболеваниях, включая ОРВИ и грипп, герпес на губе, стоматит и конъюнктивит. При наличии судорог (эписиндрома), беспокойного поведения ребенка: крике, истерике с посинением носогубного треугольника и тремором подбородка массаж выполняют с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Правильное положение тела во время массажа

Чтобы нормализовать мышечный тонус, расслабить и сделать дыхание ребенку более свободным необходимо правильно определить ему положение:

  • Укладывают ребенка на спину, подкладывая под шею валик. При этом плечи приподнимаются, голова – откидывается назад. Руки – вытягивают вдоль тела, ноги сгибают в коленях, подкладывая валик.
  • Положение «полусидя» достигают в кресле с высоким подголовником, детском стульчике или коляске.

Техника выполнения массажа языка при дизартрии

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

При массаже языка от корня к кончику:

  1. Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
  2. Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
  3. Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
  4. Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
  5. Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
  6. Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.
  7. Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
  8. Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
  9. Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
  10. Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
  11. Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.
  12. Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек
  13. Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.
  14. Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

До массажа выполняют пассивную гимнастику, растягивающую и расслабляющую мышцы корня языка. Для этого:

  • Прикладывая большой палец сверху, средний и указательный – снизу средней части языка, язык поворачивают вправо, слегка потягивая его. При этом подтягивается кнаружи корень языка. Аналогично выполняют влево.
  • Подтягивают язык вперед накручиванием на указательный палец и совершают обратное движение в медленном темпе и маленькой амплитудой.

Рекомендуется расслабить мышцы шеи, воротниковой зоны, мышц, двигающих нижнюю челюсть до проведения массажа, поскольку с ними связаны мышцы языка и его корня.

Массаж языка при дизартрии видео

Ссылка на основную публикацию